Пейзажи миров фэнтези, сказочные миры,воины, драконы, замки, безумные маги и чародеи. Военная тактика гномов и эльфов, работы художников на тему фэнтези, картинки и анимация. Нежные ангелы, воинственные амазонки, русалки и необычные животные.
Картинки и фотографии на тему готики и фентези. Загадочные девушки в чёрном. Готические розы и куклы. Забавные гномы и эльфы. Пейзажи фэнтези. Величественные драконы в анимации.
Рассказы о нечистой силе и волшебных существах Мифы и правда о вампирах. Правда или вымысел? Морские чудища и магия Вуду, классификация демонов и оборотни. Иерархии ангелов. Откуда берутся зомби и характеристики мифических существ.
Взгляд художника на обычные вещи: оригинальные решения в архитектуре и интерьере, витражное искусство и необычная посуда, бумажные и стеклянные скульптуры,знаменитые ювелирные украшения и другие идеи для творческой личности
Готические традиции Франции и Великобритании. Загадочные личности - Владислав Дракула и кровавая графиня Эржбет Батори. Легенды о вампирах, исторические предания и литературные образы. Смерть и пугающий фотоарт.
Формирование государства - от древних народов к современным французам: мифы и легенды кельтов и галльских племен,средневековое рыцарство и история королевских династий, Парижская коммуна и наполеоновские завоевания. Быт и особенности французской кухни, история виноделия во Франции.
Легенды и тайны Парижа, достопримечательности провинций Шампань и Прованс. Жемчужины знаменитого Лазурного берега: карнавалы и пляжи Ниццы, фестивали в Каннах и Сен-Тропе, соборы и музеи Марселя и Тулона. Княжество Монако - одна из самых маленьких стран мира.
История знаменитых замков с завораживающей архитектурой и мистической атмосферой: величественный Шамбор, грациозный Блуа, очаровательный королевский Фонтебло, суровый Иф и многие другие. История знаменитого Лувра, внутренее убранство музея и экспонаты. Легенды и мифы долины Лауры.
История королевских династий: Валуа, Бурбоны, Капетинги. Людовик XIV Великий- Король-Солнце. Филипп III Смелый. Людовик IX Святой.Королевы и их фавориты. Мария-Антуанетта и Мария Медичи. Династия Наполеонов. Тайны мушкетеров.
Героические сказания Франции - Песнь о Роланде, Песнь о Сиде. Роман о Лисе. Романтическая история Тристана и Изольды. Пугающие легенды: Жеводанский зверь, Замок Дьявола и история барона Жиля де Рэ, или Синей Бороды. Народные сказки.
Знаменитый Лувр - история коллекционирования, характеристика залов и наиболее известные экспонаты. Персональные музеи - творчество Пикассо и Сальвадора Дали. Площади Монмартра. Восковые фигуры музея Гревен и многое другое.
Готическая традиция во Франции: Шартрский, Амьенский и Руанский соборы и Собор Парижской Богоматери. Пантеон, базилики и храмы, посвященные святым и мученикам. Православные соборы во Франции: Собор Александра Невского в Париже и Церковь Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца в Ментоне.
Великобритания от первых монархов до современности. Королевские династии: Стюарты, Тюдоры, Йорки. Английский абсолютизм, суд и казнь Карла I, революция и установление республики. Реставрация монархии. Правление Маргарет Тэтчер. Знаменитые войны и сражения: война Алой и Белой розы, битва при Гастингсе и Креси.
Биография прославленных монархов: трагическая история Дианы Спенсер, справедливое правление Вильгельма Завоевателя, знаменитые походы Ричарда Львиное Сердце, судьба Елизаветы II. Экспедиция Джеймса Кука. Величайший политик Черчилль, выдающийся военачальник Кромвель и другие известные британцы.
Красивейшие места Великобритании. Старинные замки, сады и парки. Палата Лордов, Лондонский Сити,дворцы и соборы в готическом стиле. Музей мадам Тюссо. Пейзажи Темзы. Лондонский Тауэр.
Легенды, мифы и сказки Великобритании. Мистическае истории о призраках и красавицах. Рассказы о колдунах и феях, таинственные истории. Эльфы и гномы.Сказания о Беовульфе и Робин Гуде.
История Японии с древнейших времен до наших дней: загадочные археологические находки, история старинных династий, религиозные и мистические воззрения японцев, особенности письменности и литературы, легенды и страшные сказки. Национальное своеобразие: чайные церемонии, исторические факты о знаменитых самураях и гейшах, современный быт и традиции японской кухни.
Фотографии на любой вкус. Фотопроекты Екатерины Рождественской. Пейзажи и натюрморты. Великолепное разнообразие цветов. Фотографии PIN-UP, моря, озёра и замки.
Клипарты, линеечки, блинги, фоны для коллажей и рамочки. Всё для украшения Вашего сайта или блога. Замки и крепости в картинках. Картинки с комментариями. Скрап-наборы и уголки.
Уникальные курсовые работы по психологическому анализу произведений. Тайна месторождения Пушкина. Биография Дюма-отца. Русские пословицы на открытках и объяснение жестов. Правописание, древнесловянская буквица в иллюстрациях. Особенности психологизма в русской литературе.
Исторические и современные, религиозные и мистические праздники народов мира. Их происхождение, история празднования и традиции разных народов. Идеи для Хэллоуина, новогодние и рождественские обряды, пасхальные обычаи и многое другое.
Итак, «Титаник» построен, спущен на воду и полностью готов к своему первому ( и последнему) плаванию по маршруту- Саутгемптон- Шербур- Квинстаун- Нью- Йорк.
Кратчайший маршрут из северной Европы в США пролегает рядом с побережьем Ньюфаундленда, непосредственно через зону туманов и айсбергов. В целях упорядочения мореплавания в северной Атлантике, в 1898 г. пароходные компании заключили соглашение, устанавливающее 2 трансатлантические трассы, проходящие значительно южнее. Для каждой из трасс были определены отдельные маршруты для пароходов движущихся на запад и на восток, отстоявшие друг от друга на расстоянии до 50 миль.
С середины января по середину августа, в сезон наибольшей ледовой опасности, пароходы двигались по Южной трассе. В остальное время года использовалась Северная трасса. Этот порядок обычно позволял свести к минимуму вероятность встречи с дрейфующими льдами. Но 1912 г. выдался необычным. С Южной трассы, по западному маршруту которой двигался и «Титаник», одно за другим поступали сообщения об айсбергах. Гидрологическая служба США в этой связи ставила вопрос о переносе трассы южнее, но соответствующие решения были приняты запоздало, уже после катастрофы.
Экипаж корабля, включая капитана Смита (второй справа в первом ряду).
Имея за плечами 38-летний стаж службы в компании "Уайт стар лайн", капитан Смит являлся не просто старейшим капитаном. Это был бородатый патриарх, которого одинаково почитали как члены экипажа, так и пассажиры. Им нравилось в нём абсолютно всё - в особенности поразительное сочетание твёрдости характера и светских манер. Качества эти как нельзя лучше проявлялись в его отношении к сигарам.
Угольный бункер с рабочими. Это фото было сделано перед первым рейсом корабля.
Станции Ватерлоо в среду, в 9:45 10 апреля 1912 года. Первый и последний поезд, который привез пассажиров на "Титаник".
Билет на "Титаник". Мистер и миссис Эдвин Кимбелл. Отправление 10 апреля 1912 года. Кабина D-19.
Теперь ему было 59 лет и после этого рейса он должен был уйти на заслуженный отдых. Он мог спокойно уйти и раньше, если бы не традиция, в соответствии с которой честь командовать вновь построенными судами, совершающими свой первый рейс, компания "Уайт стар лайн" всегда предоставляла капитану Смиту. Всего шесть лет назад, по окончании первого рейса "Адриатика" - новенького лайнера этой компании, Смит сказал: "Сейчас трудно вообразить какую-нибудь ситуацию, могущую привести к гибели корабля, и я просто не могу представить себе какое-нибудь бедствие, которое могло бы вызвать потопление этого судна. Современный уровень судостроения не допускает кораблекрушений". Теперь он стоит на мостике лайнера, вдвое большего, чем "Адриатик", ещё более безопасного, и этот лайнер должен пойти ко дну.
Капитанский мостик на "Олимпике". "Титаник" и "Олимпик" практически идентичны. Это единственная фотография капитанского мостика
В ожидании посадки на "Титаник". Куинстаун.
На фото, обнародованном аукционным домом «Henry Aldridge & Son/Ho» в Уилтшире, Великобритания, 18 апреля 2008 года, запечатлен крайне редкий артефакт – пассажирский билет на «Титаник». (Henry Aldridge & Son/Ho)
В первом путешествии лайнера приняли участие многие знаменитости того времени. На борту лайнера находились самые богатые люди того времени: миллионеры Джон Джейкоб Астор IV, Бенджамин Гуггенхайм и Исидор Штраус, а также более тысячи эмигрантов из Ирландии, Скандинавии и других стран, которые собирались начать новую жизнь в Америке. 1316 пассажиров и 908 членов экипажа, всего 2224 человека. Один из возможных пассажиров «Титаника», миллионер Альфред Вандербильт, в последний момент отказался от путешествия на лайнере. А в 1915 году он оказался на борту «Лузитании» и погиб во время гибели судна от торпедной атаки.
Шестилетний Роберт Дуглас Стидман из Тукседо Парка, Нью-Йорк, запускает волчок, а его отец Фредерик смотрит. Во время гибели судна отец и сын спаслись.
Джентльмен в белом фланелевом костюме – это Т. В. Маккоули, 34-летний преподаватель физкультуры из Абердина. Один из пассажиров спустя несколько лет будет вспоминать Маккоули как очень строгого в отношениях с пассажирами человека.
Многие фотографии сделаны отцом Фрэнком Брауном. Дядя подарил Фрэнку путешествие из Саутгемптона в Шербур, а затем в Куинстаун (Коб), графство Корк, Ирландия. Во время плавания на "Титанике", отец Браун подружился с парой американских миллионеров, сидевших с ним за одним столом в столовой лайнера для первого класса. Они предложили ему отправить сообщение своему настоятелю в Дублин (архиепископу), чтобы попросить у него разрешения остаться на борту до конца плавания в Нью-Йорк. Американская пара предложила оплатить его проезд. Сообщение было тут же телеграфировано, ответ ждал Фрэнка по прибытии в Куинстаун. Он состоял из пяти слов:"Сходи с этого корабля! Архиепископ".
«Титаник» отправляется в свое первое и последнее путешествие из Саутгемптона.
Среда, 10 апреля 1912 года
12:00 — «Титаник» отходит от причальной стенки Саутгемптонского порта и едва избегает столкновения с американским лайнером «Нью-Йорк». На борту «Титаника» 922 пассажира. 19:00 — остановка в Шербуре (Франция) для взятия на борт 274 пассажиров и почты. 21:00 — «Титаник» вышел из Шербура и направился в Квинстаун (Ирландия).
"Титаник" едва избегает столкновения с американским судном "Нью-Йорк" . Буксир пытается оттащить корму.
Палуба «Титаника» для пассажиров второго класса. Фото было сделано 11 апреля 1912 года.
Эмигранты на борту "Титаника".
Четверг, 11 апреля 1912 года
12:30 — остановка в Квинстауне для взятия на борт 120 пассажиров и почты; один член команды 23-летний кочегар Джон Коффей (Джон Коффи) по неизвестным причинам дезертирует с «Титаника». 14:00 — «Титаник» отбывает из Квинстауна с 1316 пассажирами и 891 членом экипажа на борту.
"Титаник" в Квинстауне.
"Титаник" возле Корка (Ирландия), последний порт, который посетил "Титаник".
Гигантский правый становой якорь "Титаника" поднят в последний раз. Чтобы якорь достиг поверхности, потребовалось несколько минут. На лайнере использовалась цепь длиной 6 якорных цепей из кованого железа. Каждая из цепей имела длину 15 фатомов (морских саженей)
"Титаник" отправляется в свое первое и последнее путешествие.
Часть- 4. Трагедия.
Как пишут американские журналисты, гибель "Титаника" произошла по целому ряду причин. Среди них и технические сбои, и не слишком профессиональные действия экипажа, и, разумеется, погодные условия. Лайнер попал в омут целой череды неблагоприятных обстоятельств, которую ученые, исследующие катастрофы, называют "каскадом событий".
Воскресенье, 14 апреля 1912 года
09:00 — «Карония» сообщает о льдах в районе 42° северной широты, 49—51° западной долготы. 13:42 — «Балтик» сообщает о наличии льдов в районе 41°51′ северной широты, 49°52′ западной долготы. 13:45 — «Америка» сообщает о льдах в районе 41°27′ северной широты, 50°8′ западной долготы. 19:30 — температура воздуха 39° по шкале Фаренгейта (3,9 °C).
Фотография айсберга на горизонте, которая была сделана с другого корабля всего за 36 часов до столкновения «Титаника» с айсбергом.
19:30 — «Калифорниэн» сообщает о льдах в районе 42°3′ северной широты, 49°9′ западной долготы. 21:00 — температура воздуха 33° по шкале Фаренгейта (0,6 °C). 21:30 — второй помощник капитана Лайтоллер предупреждает судового плотника и вахтенных в машинном отделении о том, что необходимо следить за системой пресной воды — вода в трубопроводах может замёрзнуть; он велит вперёдсмотрящим наблюдать за появлением льдов. Капитан «Титаника» не снизил скорость и не изменил маршрут. Но это было стандартной практикой в те времена. 21:40 — «Месаба» сообщает о льдах в районе 42°—41°25′ северной широты, 49°—50°30′ западной долготы.
Фото айсберга, сделанное старшим стюардом немецкого судна «Принц Адальберт» утром 16 апреля 1912 года. Стюард тогда не знал о катастрофе, но айсберг привлёк его внимание тем, что у его основания была бурая полоса, указывающая на то, что айсберг менее чем за 12 часов до этого с чем-то столкнулся. Предполагается, что именно с ним столкнулся «Титаник»
22:00 — температура воздуха 32° по шкале Фаренгейта (0 °C). 22:30 — температура забортной воды понизилась до 31° по шкале Фаренгейта (−0,56 °C). 23:00 — «Калифорниэн» предупреждает о наличии льдов, но радист «Титаника» обрывает радиообмен раньше, чем «Калифорниэн» успевает сообщить координаты района. 23:40 — В точке с координатами 41°46′ северной широты, 50°14′ западной долготы (впоследствии выяснилось, что эти координаты были рассчитаны неверно) на расстоянии около 450 метров прямо по курсу был замечен айсберг. Ночь была безветренной и безлунной, в противном случае вперёдсмотрящие заметили бы «барашки» вокруг айсберга. Айсберг принадлежал к редкому типу т. н. «чёрных айсбергов» (перевернувшихся так, что на поверхность попадает их тёмная подводная часть).
Фото айсберга, сделанное с борта кабелепрокладчика «Мина», которое было одним из первых судов, обнаруживших трупы пассажиров и обломки судна. Предположительно, «Титаник» мог столкнуться именно с этим айсбергом, так как, по словам экипажа «Мины», это был единственный айсберг вблизи места катастрофы.
Известно, что на «Титанике» не использовались бинокли для впередсмотрящих, поскольку отсутствовал ключ от сейфа с биноклями. Его забрал второй помощник капитана Блэр, когда капитан его выкинул из команды, взяв на борт члена команды из Олимпика, в результате чего Блэр в спешке забыл передать ключ человеку, пришедшему на его место. Не исключено, что отсутствие бинокля стало одной из причин крушения лайнера. Однако о существовании биноклей стало известно лишь через 95 лет после крушения корабля, когда один из них был выставлен в аукционном доме «Генри Элдридж и сыновья» в городе Дивайзес, графство Уилтшир. Впрочем, многие историки сходятся на мнении, что наличие биноклей не помогло бы предотвратить катастрофу. Это подтверждает и то, что впередсмотрящие в «вороньем гнезде» заметили айсберг раньше находящихся на мостике, имевших при себе бинокли.
Вперёдсмотрящий Флит предупредил «перед нами — лёд» и три раза ударил в колокол, что означало преграду прямо по курсу, после чего бросился к телефону, соединявшему «воронье гнездо» с мостиком. Находившийся на мостике шестой помощник Муди ответил почти мгновенно и услышал выкрик «лёд прямо по носу!!!» («ice right ahead!!!»). Вежливо поблагодарив, Муди обратился к вахтенному офицеру Мэрдоку и повторил предупреждение. Тот бросился к телеграфу, поставил его ручку на «стоп» и крикнул «право на борт», одновременно передав в машинное отделение приказ «полный назад», нажал рычаг, включавший закрытие водонепроницаемых дверей в переборках котелен и машинном отделении.
По терминологии 1912 года команда «право руля» (даже если штурвал надо было вращать влево) означала поворот кормы судна вправо, а носа — влево (на русских судах c 1909 г. уже использовалась естественная подача команд). Рулевой Роберт Хитченс налёг на рукоятку штурвального колеса и быстро повернул его против часовой стрелки до упора, после чего Мэрдоку доложили «руль вправо, сэр». В эту минуту на мостик прибежали ещё вахтенный рулевой Альфред Оливер и Боксхолл, находившийся в штурманской рубке, когда в «вороньем гнезде» раздались удары колокола. А. Оливер в своих показаниях в сенате США, впрочем, определенно заявлял, что при входе на мостик он услышал команду "лево на борт" (соответствующую повороту вправо), и эта команда была выполнена.
Старшие офицеры "Титаника" на палубе "Олимпика" (слева направо), первый помощник Мэрдок, старпом Уаилд, неизвестный офицер, капитан Смит
Несмотря на манёвр, через 39 секунд произошёл толчок, сопровождаемый глухим ударом и скрежетом, корпус получил многочисленные мелкие пробоины на длину около 100 метров. Из 16 водонепроницаемых отсеков судна 6 были прорезаны (в шестом течь была крайне незначительна). Лайнер не был рассчитан на затопление всех первых пяти отсеков. Вода поступала в корпус со скоростью примерно 400 тонн в минуту.
В 1994 году кусок корабельной обшивки был передан в лабораторию канадского министерства обороны в Галифаксе. Заключение специалистов гласило: сталь, использованная для обшивки корпуса «Титаника», была низкокачественной, с большой примесью фосфора, что делало её очень ломкой при пониженных температурах. При строительстве Титаника было использовано 3 миллиона заклепок, но кованые железные, а не стальные, как было запланировано изначально. Мало того, в них было много сторонних примесей, в частности кокса, во время ковки этот кокс собирался в головках, ещё более повышая хрупкость. Во время удара айсберга головки дешевых заклепок просто ломались, и листы 2,5см-вой стали расходились под напором льда. Одним из свидетелей этого был выживший старший истопник.
«Калифорниэн», тот самый корабль, который не заметил сигналов «SOS», проходя мимо тонущего «Титаника».
Серьёзнейшая критика обрушилась на команду «SS Californian» и лично на капитана судна Стэнли Лорда. С корабля, находившегося в районе катастрофы «Титаника», в течение длительного времени наблюдали сигнальные ракеты, но бездействовали. Единственным ответом на сигналы бедствия была световая морзянка, которую посылал «Калифорниэн» в течение двух часов. Радист на пароходе лег спать за несколько минут до того, как был послан сигнал SOS с «Титаника», и был разбужен только в 3:30 утра.
Понедельник, 15 апреля 1912 года
00:05 — Стал ощутим дифферент на нос. Капитан Смит приказал своему старшему помощнику Уайлду расчехлить шлюпки, первому помощнику Мердоку - созвать пассажиров к местам сбора, шестому помощнику Муди - достать шлюпочные расписания, четвёртому помощнику Боксхоллу - разбудить второго помощника Лайтоллера и третьего помощника Питмана. Сам капитан пошел к радиорубке, расположенной рядом с мостиком. В радиорубке находились первый радист Джорж Филлипс и второй радист Херолд Брайд. Смит отдал им листок бумаги, на котором были записаны координаты "Титаника"и приказал отправлять сигнал бедствия.
Фото справа- капитан Смит. На втором фото Джек Филлипс (стоит слева), который оставался на своем посту и вызывал спасателей, в отличие от других, покинувших судно на спасательных шлюпках. Это один из бесспорных героев катастрофы, в честь которого воздвигли памятники по обе стороны Атлантики.
На борту «Титаника» было 2224 человека, но общая вместимость 20-ти имеющихся спасательных шлюпок составляла только 1178 человек. Причина была в том, что согласно действовавшим тогда правилам, общая вместимость спасательных шлюпок зависела от тоннажа судна, а не от количества пассажиров и членов экипажа. Правила были составлены в 1894 году, когда самые большие суда имели водоизмещение около 10 000 тонн. Водоизмещение «Титаника» было 46 328 тонн. Первоначально, предполагалось, что днём 14 апреля 1912 года (как раз в день катастрофы) будет проведена тренировка посадки на спасательные шлюпки. Однако, по неизвестной причине, капитан Смит отменил тренировку. Многие полагают, что если бы тренировка состоялась, возможно, было бы спасено гораздо больше жизней.
00:15 — с «Титаника» передан первый радиотелеграфный сигнал о помощи. Филлипс начал выстукивать буквы CQD - принятый в то время международный сигнал бедствия, а потом буквы MGY - позывные "Титаника". Снова и снова, шесть раз подряд уходили эти сигналы в холодную, иссиня-чёрную ночь Северной Атлантики.
Французское судно «Ла Прованс» и английский «Маунтин Темпль» первыми услышали призыв о помощи. Пароход «Франкфурт» ответил: «О’кей. Ждите» — но он был слишком далеко. Сигналы с «Титаника» поймали также радиостанция мыса Рейс, лайнер «Вирджиниэн», русское трамповое судно «Бирма» и даже молодой радиолюбитель Дэвид Сарнов, расположившийся со своей станцией на крыше универмага Уонамейкера в Нью-Йорке. Дежуривший в ту ночь на мысе Рейс радист позже вспоминал о том, что Джек Филлипс снизил скорость своей передачи с более 30-ти до всего 15-ти слов в минуту - чтобы менее профессиональные телеграфисты успевали записывать все сообщения с тонущего судна.
00:25 — Откликнулась ничего не подозревавшая «Карпатия», чей радист как раз собирался передать какие-то телеграммы для пассажиров «Титаника», но Филлипс оборвал его: «Немедленно идите на помощь. Мы столкнулись с айсбергом. Это сигнал бедствия, старина. Наши координаты 41,46 норд, 50,14 вест». Оператор «Карпатии» ответил, что она находится всего в 58 морских милях от гибнущего лайнера, и теперь спешит на помощь «изо всех сил».
Карпатия со спасательными шлюпками с "Титаника".
00:45 — выпущена первая сигнальная ракета. На пароходе почему-то не оказалось красных ракет - сигнал бедствия. Капитан Несс (п/х "Самсон" - ближе всех находился к гибнущему судну) сказал перед смертью, что белые ракеты являлись сигналом застопорить машины для судов ведущих незаконный промысел в терр.водах США. Если бы "Титаник" пускал красные ракеты, он бы (Несс) обязательно подошёл бы к гибнущему лайнеру. Спущена на воду первая спасательная шлюпка (№ 7). Носовая палуба уходит под воду.
Капитан Смит отдал приказ или указание «сначала женщины и дети». Офицеры интерпретировали этот приказ по-разному. Второй помощник капитана Лайтоллер, командовавший спуском шлюпок у левого борта, позволял мужчинам занимать места в шлюпках, только если нужны были гребцы и ни при каких других обстоятельствах. Первый помощник Мэрдок, командовавший спуском шлюпок у правого борта, позволял спуститься мужчинам, если не было женщин и детей. Так, в шлюпке номер 1 было занято лишь 12 мест из 65. Кроме того, поначалу многие пассажиры не хотели занимать места в шлюпках, потому что «Титаник», на котором не было внешних повреждений, казался им более безопасным. В шестнадцатой отбывшей от борта шлюпке было много свободных мест, в ней спасались пассажиры 1 класса.
Шлюпка № 14 под командованием пятого помощника капитана Лоу буксирует складную шлюпку D (фото шлюпок сделаны с борта "Карпатии")
01:15 — допущены на палубу пассажиры 3 класса. 01:40 — выпущена последняя сигнальная ракета. 02:05 — спущена последняя спасательная шлюпка (складная шлюпка D). Носовая часть шлюпочной палубы уходит под воду. Последние шлюпки заполнялись лучше, потому что пассажирам уже было очевидно, что «Титаник» затонет. В самой последней шлюпке было занято 44 места из 65. Экипаж даже не успел спустить все шлюпки, которые были на борту. Двадцатую шлюпку смыло за борт, когда передняя часть парохода ушла под воду, и она плавала в перевернутом виде. Капитан последний раз появился в дверях радиорубки, глухим голосом он сказал: "Ребята, вы до конца выполнили свой долг. Больше вы ничего не можете сделать. Покидайте рубку. Ваши обязанности выполнены". Однако, оба радиста не спешили уходить. Они выскочили из рубки только тогда, когда вода стала заливать шлюпочную палубу.
02:08 — «Титаник» резко вздрагивает и сдвигается вперёд. Волна прокатывается по палубе и заливает мостик, смывая в воду пассажиров и членов команды. 02:10 — переданы последние радиотелеграфные сигналы. 02:15 — «Титаник» высоко задирает вверх корму, обнажая руль и гребные винты. 02:17 — гаснет электрическое освещение, рухнула первая труба. Большая волна движется к корме и срывает ходовой мостик, надстройки с каютами офицеров и стеклянным куполом над парадной лестницей. Носовая часть ушла под воду, обламывается вторая труба. Корма поднимается под углом 45° и киль испытывает огромные перегрузки.
Восемь музыкантов судового оркестра, надев спасательные жилеты, так и не покинули места, которое заняли на шлюпочной палубе у входа на парадную лестницу. Всё это время они неутомимо играли мелодии, которые раньше поднимали настроение и создавали обстановку спокойствия и беззаботности, а сейчас помогали преодолеть тревогу и отгонять щемящее чувство нарастающего страха. Лоренс Бизли писал: "В ту ночь было совершено много героических поступков, но ни один из них нельзя сравнить с тем, какой совершили эти несколько музыкантов, игравших час за часом, хотя судно погружалось всё глубже и глубже, а вода подбиралась к месту, где они стояли. Музыка, которую они исполняли, была их реквиемом. Она дала им право быть занесённым навечно в списки героев".
Фотография музыкантов, игравших на борту «Титаника» до последнего момента, пока он не скрылся под водой.
Когда капитан Смит разрешил команде покинуть судно, руководитель оркестра Уоллас Генри Хартли подал знак. Смолкли звуки весёлого регтайма, и зазвучала величественная мелодия "Осени", одного из гимнов англиканской церкви. Торжественные звуки поплыли над опустевшими палубами самого большого в мире судна, неудержимо погружающегося в чёрную бездну. Радист на британском судне "Вирджиния" был последним, кто слышал призывы "Титаника". В 2 часа 17 минут он поймал его сигналы, но они были такие слабые, что он их не понял. Джек Филлипс отстукал две буквы V, как раз и принятые на американском лайнере). С этой минуты "Титаник" замолчал. Смит вернулся на капитанский мостик, где и встретил смерть.
02:18 — Корпус разламывается (между третьей и четвёртой трубами), рушатся третья и четвёртая трубы. Корма погружается в воду, и после перелома киля обе части судна отделяются друг от друга. Носовая часть опускается на дно, корма погружается в воду.
02:19 — Передняя часть кормы, заполненная водой и сместившимися на неё механизмами, становится почти вертикально и поворачивается вокруг своей оси. Примерно через минуту она исчезает под водой. 02:20 — «Титаник» затонул. 02:29 — На скорости около 13 миль в час носовая часть «Титаника» врезается в океанское дно на глубине 3750 метров, зарываясь в осадочные породы дна.