NOTRE DAME (Собор парижской Богоматери)
Собор Парижской Богоматери построен в западной части острова Сите, на месте, где в I веке нашей эры находился древнеримский алтарь, посвященный Юпитеру. Среди готических храмов Франции собор Парижской Богоматери выделяется строгим величием своего облика. По красоте, пропорциям, по степени воплощения идеи готического искусства этот собор представляет собой уникальное явление.
Строительство собора было начато в 1163 году при епископе Морисе де Сюлли. Первый камень в основание храма положил папа римский Александр III. В процессе строительства, которое завершилось только к середине XIV века, первоначальный план собора претерпел ряд изменений, восприняв черты зрелого готического искусства.
В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из великих реликвий христианства - Терновый венец Иисуса Христа.
До 1063 года Терновый венец хранился на горе Сион в Иерусалиме. В 1063 году он был перевезен во дворец византийских императоров в Константинополе. В 1204 году священная реликвия была захвачена ворвавшимися в Константинополь западноевропейскими рыцарями-крестоносцами, разграбившими христианский город. До этого за тысячу лет нога завоевателя не ступала на камни константинопольских улиц.
Под ударами крестоносцев Византийская империя распалась на несколько частей. Константинополь оказался под властью династии каких-то провинциальных князьков, ненасытно грабивших остатки доставшегося им великого наследия, но все равно постоянно нуждавшихся в деньгах. Один из них - Балдуин II, чтобы выкрутиться из долгов, начал распродавать священные реликвии христианства. В результате Терновый венец достался французскому королю Людовику IX.
St.de la MADLEINE
Парижская церковь Мадлен (фр. l'église de la Madeleine) — это церковь Святой Марии Магдалины; находится в 8-м округе французской столицы, на одноимённой площади; яркий образец неоклассицизма в архитектуре.
Освещается храм через свод, — в отличие от других храмов церковь не имеет ни трансепта, ни боковых окон.
История строительства церкви растянулась на 85 лет по причине политической нестабильности Франции в конце XVIII — начале XIX веков. Строительство началось при Людовике XV, в честь которого оформляли площадь Согласия и её окрестности, и который самолично заложил первый камень будущей церкви. Первоначальный проект уподоблялся Дому инвалидов — крестообразное сооружение с куполом. Наполеон пожелал, чтобы храм был посвящён победам его армии; проект был пересмотрен архитектором Виньоном, но поражение в войне в Россией 1812 года стоило храму трансформации в железнодорожный вокзал — первый в Париже — в 1837 году, и возвращения к первоначальному предназначению лишь в 1845 году.
SACRE COEUR
Одна из самых красивых церквей Парижа – Сакре Кер («Sacre Coeur» - церковь Сердца Христова). В каком бы месте города Вы ни находились, Ваш взгляд обязательно задержится на белых куполах базилики Сакре Кер, величественно возвышающейся на вершине Монмартрского холма.В ее архитектурном облике явственно ощутимо подражание собору Сан Фро в Периге на юго-западе Франции.
Расположенная на вершине Монмартра базилика Сакре-Кёр была построена по проекту архитектора Абади. Храм сооружен в память о жертвах франко-прусской войны, средства на его строительство собирались по общественной подписке.
Архитекторы решили построить церковь Сакре Кер в романо-византийском стиле. И действительно, четыре небольших купола и один большой, прочно стоящий на высоком барабане, - явно восточного происхождения. Вытянутая форма куполов повторяет силуэт известной базилики 12 в. Сен-Фрон в Перигё, на юге Франции. Позади церкви - квадратная колокольня, 84 метра высотой, со знаменитым колоколом, одним из самых больших колоколов в мире – его вес составляет 19 тонн. Колокол этот - подарок церкви из провинции Савойен, и поэтому он носит имя «Савойярд» (Savoyarde). Великолепная лестница ведёт к фасаду церкви с портиком из трёх арок: над портиком по обеим сторонам расположены статуи Людовика Святого и Жанны д’Арк. Великолепный фасад церкви, медленно приближающийся к посетителю по мере подъема по каскаду лестницы, украшают скульптуры Христа и самаритянки, Марии в доме у Симона.
Внутри церковь богато украшена мозаиками; оригинальные витражи во время второй мировой войны были уничтожены. Мозаичные панно над кафедрой изображают сцены поклонения Святому Сердцу Христову. Крипта под храмом открыта для посетителей и служит выставочным помещением для произведений сакрального искусства.
PANTHEON
На холме Св. Женевьевы, возвышающемся на 60 м над уровнем Сены (т.е. 84 м над уровнем моря), стоит Пантеон – один из ориентиров Парижа, видный из разных концов города.
История Пантеона – это по сути дела история людского тщеславия, выразившегося тут прежде всего в нашем неумении отличить вечное от сиюминутного: само название Пантеона менялось не раз на протяжении его сравнительно недолгой истории.
На входе Пантеона — надпись AUX GRANDS HOMMES LA PATRIE RECONNAISSANTE («Великим людям благодарная отчизна»).
В 1744 году Луи XV поклялся, что если он выздоровеет, то построит церковь на месте старого аббатства Святой Женевьевы. Он поправился, но выполнение обета заняло у него много времени. Только в 1764 году брат мадам Помпадур нанял архитектора Суффло, чтобы разработать дизайн церкви в виде греческого креста с куполом, напоминающим купол собора Святого Павла в Лондоне. В дни революции 1789 г. Первый Конвент решил похоронить в этой новой церкви «первого из великих сынов Франции гражданина Мирабо».
А затем решено было хоронить тут всех великих людей.
Колокольни, стоившие жизни архитектору, были снесены, крест снят, а на барельефе фронтона над главным входом Св. Женевьева была заменена аллегорической фигурой Родины-Матери, которую коронует древнегреческая богиня Истина. Под барельефом появилась надпись: «Великим людям – благодарное отечество». На месте креста поставили фигуру Славы. И церковь переименовали в Пантеон.
После похорон Мирабо сюда перенесли прах Вольтера.
После реставрации Бурбонов Пантеон стал снова церковью, и надпись снова упоминала не «благодарное отечество», а Св. Женевьеву. Все скульптуры на фронтоне опять сменили на соответственные и начали снова переселять покойников: убрали Вольтера и Руссо в крипт под перистилем, чтоб не слишком мозолили глаза новой власти. Но всё же хоть из Пантеона на сей раз не вынесли…
После революции 1830 года, новый «буржуазный король» Луи-Филипп снова переименовал церковь в Пантеон и поместил на прежние места Вольтера и Руссо, а также (в четвёртый раз!) сменил барельефы на фронтонах. На сей раз Родина-Мать раздавала венки, а История записывала, кому и за что. На барельефах появились Мирабо, Мальзерб, Фенелон, Бертоле, Лаплас, Лафайет, Вольтер… Появился среди них и Наполеон, но не император – нет, просто генерал Бонапарт, словно он так и был всегда знаменитым военачальником и не более того… Появился и памятник Пьеру Корнелю.
А в 1847 году от площади Пантеона и до Люксембургского сада (до нынешней площади Эдмона Ростана) была пробита широкая улица, названная улицей Суффло. На том самом месте, где когда-то находился форум римского города Верхняя Лютеция.
В 1851 г. принц-президент (впоследствии Наполеон III) снова назвал Пантеон церковью Св. Женевьевы. И опять – «навеки веков». Снова водрузили крест. Ровно через двадцать лет коммунары снесли крест, заменив его красным знаменем. Через два года Третья республика опять водрузила крест.
Когда в 1885 году умер великий изгнанник Виктор Гюго, та же Третья Республика опять переименовала церковь в Пантеон и похоронила «виконта Гюго» рядом с Вольтером.
Надпись «Великим людям – благодарное отечество» восстановили, но и крест оставили на куполе. Потом сюда перенесли прах великого врача Кабаниса и маршала Ланна. Позднее тут похоронили Эмиля Золя и вождя французских социалистов Жана Жореса, и уже сравнительно недавно сюда перенесли прах Пьера и единственную женщину - Марию Кюри. Вскоре после них похоронили тут знаменитого философа нашего времени, писателя, одного из руководителей Сопротивления, а позднее министра культуры в нескольких деголлевских правительствах, Андрэ Мальро. И уже в ХХ! веке перехоронили тут Александа Дюма.
St.SULPICE
Ее строительство началось в 1646 г.; за время возведения церкви сменилось 6 архитекторов. Последний, флорентиец Сервандони, украсил фасад двухъярусной колоннадой. Интерьер церкви освещается дневным светом сквозь многочисленные витражи, что придает ему несколько таинственный вид. Первую капеллу справа от входа расписал Э. Делакруа. Над входом - один из лучших органов Франции, выполненный в 1776 г.
Эта церковь, видимо, имеет некую магическую ауру. Неспроста во многих беллетристических произведениях XX в. именно в ней происходят таинственные события, обнаруживаются тайные и загадочные послания. Исследователи оккультных обществ считают, что Сен-Сюльпис связана с могущественным масонским обществом, скрыто влияющим на европейскую жизнь в течение, как минимум, 10 веков.
St.DENIS
Собор был построен на месте галло-римского кладбища, где был погребен первый епископ Парижа, принявший мученическую смерть около 250 г. Когда-то здесь был знаменитый монастырь
История собора тесно связана с монархией. Здесь находятся усыпальницы французских королей, здесь короновались многие королевы.
На каждой гробнице выложен барельеф того, кто в ней похоронен.
Это один из самых загадочных и удивительных Соборов Парижа.
St.CHAPELLE
Царственно-величавая, созданная в стили зрелой готики, по приказу Людовика Святого, часовня Сент-Шапель возводилась, как королевская церковь и должна была стать символом священной власти французских монархов. Здесь хранятся частицы Креста Иисуса Христа. Верхняя и нижняя часовни поражают красотой и великолепием. Стены Сент-Шапель, как бы растворяются, выдвигая на первый план ажурный орнамент, сотканный из разноцветной мозаики, сюжеты которой включают сотни сцен и охватывают всю историю от сотворения до прибытия в Париж процессии со священной реликвией. Солнечный свет, отражаясь в окнах, расцвечивает яркими бликами все внутреннее пространство. Тонкие пилястры, уходящие под самые арки свода, разделяют витражи, одновременно являясь элементом готического декора. Стоит увидеть божественные витражи: «Тайная вечеря», «Перенесение святынь», прекрасное окно-розу, где показаны сцены из Апокалипсиса, статуи апостолов, представляющих собой, удивительный образец резьбы по дереву. За пределами Франции часовня Сент-Шапель стала образцом для готических сооружений.
St.EUSTACHE
Церковь Сент-Эсташ (Sаint-Eustache) по своим размерам сопоставима с собором Парижской Богоматери, а высота ее свода даже на несколько метров превышает высоту Норт-Дам.
В архитектурном плане она удивительна тем, что сочетает средневековую готику с образцами итальянского Возрождения. А добавив современной скульптуры, мы, вообще, получаем сногсшибательный коктейль.