Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход

Город Vision:фэнтези,мистика,готикаИскусство,история,юмор,проза,стихи

Категории раздела
Миры фентези [91]
Пейзажи миров фэнтези, сказочные миры,воины, драконы, замки, безумные маги и чародеи. Военная тактика гномов и эльфов, работы художников на тему фэнтези, картинки и анимация. Нежные ангелы, воинственные амазонки, русалки и необычные животные.
Готика и фентези. Картинки и фотографии [113]
Картинки и фотографии на тему готики и фентези. Загадочные девушки в чёрном. Готические розы и куклы. Забавные гномы и эльфы. Пейзажи фэнтези. Величественные драконы в анимации.
Рассказы о нечистой силе и волшебных существах [185]
Рассказы о нечистой силе и волшебных существах Мифы и правда о вампирах. Правда или вымысел? Морские чудища и магия Вуду, классификация демонов и оборотни. Иерархии ангелов. Откуда берутся зомби и характеристики мифических существ.
Мистические явления [277]
Необычные и странные явления природы. Рассказы очевидцев о привидениях, известные клады и артефакты. Мистические истории и необъяснимые факты.
Нелепые факты [280]
Взгляд художника на обычные вещи: оригинальные решения в архитектуре и интерьере, витражное искусство и необычная посуда, бумажные и стеклянные скульптуры,знаменитые ювелирные украшения и другие идеи для творческой личности
Мрачная готика [31]
Готические традиции Франции и Великобритании. Загадочные личности - Владислав Дракула и кровавая графиня Эржбет Батори. Легенды о вампирах, исторические предания и литературные образы. Смерть и пугающий фотоарт.
История Франции [79]
Формирование государства - от древних народов к современным французам: мифы и легенды кельтов и галльских племен,средневековое рыцарство и история королевских династий, Парижская коммуна и наполеоновские завоевания. Быт и особенности французской кухни, история виноделия во Франции.
Города Франции [126]
Легенды и тайны Парижа, достопримечательности провинций Шампань и Прованс. Жемчужины знаменитого Лазурного берега: карнавалы и пляжи Ниццы, фестивали в Каннах и Сен-Тропе, соборы и музеи Марселя и Тулона. Княжество Монако - одна из самых маленьких стран мира.
Дворцы и замки Франции [84]
История знаменитых замков с завораживающей архитектурой и мистической атмосферой: величественный Шамбор, грациозный Блуа, очаровательный королевский Фонтебло, суровый Иф и многие другие. История знаменитого Лувра, внутренее убранство музея и экспонаты. Легенды и мифы долины Лауры.
Короли и императоры Франции [64]
История королевских династий: Валуа, Бурбоны, Капетинги. Людовик XIV Великий- Король-Солнце. Филипп III Смелый. Людовик IX Святой.Королевы и их фавориты. Мария-Антуанетта и Мария Медичи. Династия Наполеонов. Тайны мушкетеров.
Легенды Франции [70]
Героические сказания Франции - Песнь о Роланде, Песнь о Сиде. Роман о Лисе. Романтическая история Тристана и Изольды. Пугающие легенды: Жеводанский зверь, Замок Дьявола и история барона Жиля де Рэ, или Синей Бороды. Народные сказки.
Музеи Франции [19]
Знаменитый Лувр - история коллекционирования, характеристика залов и наиболее известные экспонаты. Персональные музеи - творчество Пикассо и Сальвадора Дали. Площади Монмартра. Восковые фигуры музея Гревен и многое другое.
Храмы и соборы Франции [66]
Готическая традиция во Франции: Шартрский, Амьенский и Руанский соборы и Собор Парижской Богоматери. Пантеон, базилики и храмы, посвященные святым и мученикам. Православные соборы во Франции: Собор Александра Невского в Париже и Церковь Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца в Ментоне.
История Великобритании [83]
Великобритания от первых монархов до современности. Королевские династии: Стюарты, Тюдоры, Йорки. Английский абсолютизм, суд и казнь Карла I, революция и установление республики. Реставрация монархии. Правление Маргарет Тэтчер. Знаменитые войны и сражения: война Алой и Белой розы, битва при Гастингсе и Креси.
Исторические личности Великобритании [64]
Биография прославленных монархов: трагическая история Дианы Спенсер, справедливое правление Вильгельма Завоевателя, знаменитые походы Ричарда Львиное Сердце, судьба Елизаветы II. Экспедиция Джеймса Кука. Величайший политик Черчилль, выдающийся военачальник Кромвель и другие известные британцы.
Достопримечательности Великобритании [80]
Красивейшие места Великобритании. Старинные замки, сады и парки. Палата Лордов, Лондонский Сити,дворцы и соборы в готическом стиле. Музей мадам Тюссо. Пейзажи Темзы. Лондонский Тауэр.
Легенды и мифы Великобритании [104]
Легенды, мифы и сказки Великобритании. Мистическае истории о призраках и красавицах. Рассказы о колдунах и феях, таинственные истории. Эльфы и гномы.Сказания о Беовульфе и Робин Гуде.
Мифы и легенды народов мира [56]
Мифы, саги, былины и легенды народов мира. Русские святцы, мир Славян глазами художников. Мифы о сотворении мира, Кельтские сказания.
История и культура Японии [123]
История Японии с древнейших времен до наших дней: загадочные археологические находки, история старинных династий, религиозные и мистические воззрения японцев, особенности письменности и литературы, легенды и страшные сказки. Национальное своеобразие: чайные церемонии, исторические факты о знаменитых самураях и гейшах, современный быт и традиции японской кухни.
Галерея фоторабот [391]
Фотографии на любой вкус. Фотопроекты Екатерины Рождественской. Пейзажи и натюрморты. Великолепное разнообразие цветов. Фотографии PIN-UP, моря, озёра и замки.
Художественная галерея [689]
Собрание картин русских и зарубежных художников. Старинные иконы и гравюры. Произведения старинных и современных авторов
Красивое оформление для сайтов и блогов [215]
Клипарты, линеечки, блинги, фоны для коллажей и рамочки. Всё для украшения Вашего сайта или блога. Замки и крепости в картинках. Картинки с комментариями. Скрап-наборы и уголки.
Курсовые работы и не только они... [30]
Уникальные курсовые работы по психологическому анализу произведений. Тайна месторождения Пушкина. Биография Дюма-отца. Русские пословицы на открытках и объяснение жестов. Правописание, древнесловянская буквица в иллюстрациях. Особенности психологизма в русской литературе.
Праздники,которые мы празднуем [51]
Исторические и современные, религиозные и мистические праздники народов мира. Их происхождение, история празднования и традиции разных народов. Идеи для Хэллоуина, новогодние и рождественские обряды, пасхальные обычаи и многое другое.
Самое удивительное в искусстве [10]
Удивительные и необычные произведения искусства. Уникальные коллекции изделий из стекла,ритуальные маски и эпатажные украшения в стиле стимпанк.
Мистика [12]
Авторские произведения на мистические темы. Байки из шкафа для монстров и вурдалаков. Секреты таинственного наследства и сны разума.
Фанфики по квестам [9]
Фанфики на темы игр и литературных произведений. Сцены из семейной жизни вампиров.
Юмор [10]
Юмористические произведения и рассказы. Романтика средневековья. Вольные интерпретации сказок Колобок на современный лад и литературные дракончики
Проза [17]
Рассказы о любви и дружбе. Сказки, рассказы, мечты и размышления.
Фентези [17]
Муки творчества и вдохновение любви в произведениях в стиле фэнтези. Рассказы о встречах с нечистой силой.
Миры кота Баяна [23]
Таинственные и мистические Миры кота Баяна. Философские размышления и пьесы.
*Новые статьи*
Главная » Статьи » Рассказы о нечистой силе и волшебных существах

Зомби

Одна из самых ужасных тайн, которая до сих пор приводит в ужас впечатлительных людей, – это зомби. То есть оживленный труп. По преданию, воскрешенный покойник вынужден служить тому, кто его оживил. Зомби не силен в схватке, но его основное побуждение – это атаковать все, что способно причинить вред его оживленной плоти. Ему не нужна никакая пища, он не различает белое и черное, добро и зло, но, взглянув ему в глаза, можно ощутить бесконечную, абсолютную ненависть мертвого человека.

Но это все, так сказать, досужий вымысел. А вот что на самом деле представляют собой зомби и существуют ли они? Родина оживших мертвецов – Гаити. Католические и протестантские священники на Гаити приводят свидетельства, которым трудно не верить. Например, как они сами собственными глазами видели покойника, отправляли заупокойную службу, закрывали гроб крышкой и бросали землю в могилу. А спустя несколько дней или недель вдруг встречали «бывшего покойника» с застывшим взглядом и лицом-маской. Невменяемого, но не мертвого. Как пишет Альфред Метро, автор книги «Вуду на Гаити»: «В Порт-о-Пренсе даже среди образованных людей немного таких, кто хотя бы отчасти не верил этим зловещим историям». Американская писательница Зора Херстон не только видела, но и смогла сфотографировать «живого мертвеца». Ей удалось запечатлеть на фотопленку зомби Фелисию Феликс-Ментор, которая скончалась от внезапной болезни в 1907 году. А в 1936 ее нашли: она бродила голой недалеко от фермы брата. И муж, и брат узнали в ней ту, кого они сами похоронили 29 лет назад. Фелисия была в ужасном состоянии, и ее отправили в больницу. Там женщину-зомби увидела писательница. «Это было страшное зрелище, – вспоминала она. – Белое лицо с мертвыми глазами… Веки были абсолютно белые, как будто сожжены кислотой. Что можно было ей сказать и какой получить ответ, если она ничего не сознавала? Оставалось только смотреть на нее. Но долго выносить это зрелище никто не мог».



Есть и другие свидетельства существования зомби. Известно, что в 1731 году почти 500 тысяч чернокожих рабов были доставлены с Африканского континента во французскую колонию Таити в Вест-Индии. Среди них были вожди племен, колдуны, воины, то есть люди, привыкшие не повиноваться, а повелевать. И вот в этой бесправной по отношению к новым хозяевам массе установилась традиционная для африканского общества жесткая иерархическая структура. Однако как могли бывшие лидеры подчинить себе других? У них ведь отсутствовали традиционные атрибуты власти – тюрьмы, суды и прочее. Просто убийство, само по себе, в ситуации бесправной и жестокой жизни никого испугать не могло. Необходимо было нечто более ужасное, чем смерть. Тут-то и появился феномен зомби. Тот, кого считали неугодным, внезапно умирал. Его хоронили, соблюдая соответствующие обряды. Однако спустя несколько дней, якобы по указанию свыше, колдун повелевал откопать его – происходил обряд оживления, и бывший покойник начинал новую жизнь. Но теперь он становился зомби – всеми отверженным, приводившим в ужас живым мертвецом. Но каким же образом колдуны-бокоры превращают же людей в «ходячих мертвецов»? Сами гаитяне абсолютно уверены, что колдуны крадут у них души. Кража совершается так: как только стемнеет, колдун седлает лошадь и мчится к дому жертвы. Там, прижавшись губами к щели в двери, бокор «высасывает душу» и помещает ее в плотно закупоренную бутыль. Вскоре после этого жертва заболевает и умирает, ибо жить без души человек не может. После погребения несчастного колдун с помощниками в полночь раскапывает могилу и произносит имя жертвы. В ответ умерший силится приподнять голову, поскольку колдун владеет его душой. Как только это ему удается, бокор на долю секунды подносит бутыль с плененной душой к носу трупа и чуть приоткрывает ее. Теперь мертвец реанимирован. Его вытаскивают из могилы, затем могилу тщательно закапывают, чтобы никто не мог узнать о происшедшем. Потом бокор проводит жертву мимо ее дома, произнося заклинания. После такой процедуры она уже никогда не сможет узнать его и попытаться туда вернуться. Новоиспеченного зомби отводят в дом бокора, где дают выпить колдовской настой из ядовитых растений.

Что же происходит в действительности? Точно установлено, что жертвам подсыпали в пищу «порошок зомби», после чего человек уходил в иной мир, однако это была мнимая смерть, почти не отличающаяся от действительной. Основным действующим началом этого снадобья был тетродотоксин. Гаитянские колдуны используют токсичные ткани рыбы фугу для приготовления «порошка зомби». В число других компонентов снадобья входят желчный пузырь мертвого мула или человека, местные растения, человеческие останки, предпочтительно свежие. Особенно ценятся кожа и кости ребенка. Наконец, в «порошок зомби» входит черный порох и тальк.

Однако как может человек с практически полным отсутствием дыхания и сердечной деятельности оставаться под землей несколько суток, а затем восстать из гроба живым? В этом-то и заключалась тайна. Но сравнительно недавно отечественные ученые доктор биологических наук А. Маленков и кандидат биологических наук В. Сарбаш высказали по этому поводу довольно интересную гипотезу, давшую возможность приоткрыть занавес загадки.

Оказывается, печень человека, занимая центральное место в регуляции кровотока органов брюшной полости, помимо множества важнейших для всего организма функций, выполняет еще одну. Сосудистая система печени является дополнительным насосом, перекачивающим кровь от основных органов в общее венозное русло. И это далеко не малая доля общего кровотока, а 30-40% в норме и 50-70% при повышенных нагрузках. Такое «портальное сердце» (то есть связанное с воротной веной, от лат. portalis – воротный) существенно облегчило бы выполнение печенью своих многогранных функций. Известно два состояния жизни человека – бодрствование и сон. Люди, принявшие порошок зомби, переходят в третье состояние. Жизнь поддерживается за счет активации одного из древнейших механизмов – «портального сердца». Причем для работы последнего не требуется кислород, гладкие мышцы могут работать при его отсутствии многие часы. Вся сердечно-сосудистая система подчиняется ритму работы «портального сердца» следующим образом: при ослаблении деятельности сердца печень депонирует в себе кровь, поступающую из артериальной системы, в результате – в нижней полой вене крови не хватает, и сердцу нечего перекачивать, артериальное давление падает. В следующей фазе печень выбрасывает депонированную кровь в нижнюю полую вену, активизируется сердце, в первую очередь снабжая кровью мозг. Это приводит к стимуляции дыхательного центра – человек делает одно-два дыхательных движения. При этом артериальное давление возрастает, далее процесс повторяется. Очевидно, что печень в таком режиме становится водителем общего ритма. Именно такие сердцебиения и дыхание легко не заметить у человека, принявшего порошок зомби, поэтому его считают умершим.

В этом, собственно, и состоит феномен зомби. Кстати, секрет приготовления «порошка зомби» полностью не раскрыт до сих пор. И никто, кроме колдунов-жрецов вуду, приготовить его не может. А термин «зомбификация» в наши дни приобрел более широкое значение. В современном обществе роль колдунов-бокоров играют политики, а в качестве «порошка зомби» они используют средства массовой информации. Наиболее масштабные сеансы зомбификации проводятся обычно накануне какого-нибудь значительного политического события, например, перед выборами. Эффект, как правило, достигается ничуть не меньший, чем при традиционных колдовских действиях бокоров с Гаити.



Кто же такие зомби — не живые, но и не мертвые существа, которых часто встречают на Гаити? Действительно ли зомби — мертвое тело без разума и без души? Находится ли оно во власти колдунов, которые подчинили его себе, захватив душу?

Гаитяне верят в зомби, верят и боятся. Существуют ли они? Для доказательства этого приводится множество примеров, и практика вуду свидетельствует, что ходячие мертвецы – слуги дьявольских магов. И даже если создания, подобные зомби, найдены, действительно ли это ходячие мертвецы? Можно ли дать логическое объяснение их странному состоянию?

«Самое худшее — глаза. И это вовсе не мое воображение. Это на самом деле были глаза мертвеца, но не слепые, а горящие, расфокусированные, невидящие. Поэтому лицо было страшным. Настолько пустым, как будто за ним ничего нет. Не просто с отсутствием выражения, а с отсутствием возможности выражать. К этому моменту я уже видел на Гаити столько вещей, лежащих вне обычного человеческого опыта, что на мгновение полностью отключился и подумал, вернее почувствовал: «Великий Боже, может, вся эта чепуха — правда…»

Так Уильям Сибрук описывает свою встречу с созданием, самым зловещим среди всех порождений сверхъестественного. Сибрук столкнулся лицом к лицу с зомби — ходячим мертвецом. И в эту минуту он был готов поверить всему, что слышал о зомби с момента своего первого приезда на Гаити.

Участь зомби страшнее, чем удел вампиров или оборотней. Вампиры все же возвращаются к тем, кого любят. Их можно узнать и удержать. Оборотня можно ранить, и он примет человеческий облик. Но зомби — автомат без разума, обреченный жить в полусне. Зомби может двигаться, есть, слышать, даже говорить, но не помнит о своем прошлом, не знает о своем настоящем. Без проблеска узнавания он может взглянуть в глаза тех, кого любил, или пройти мимо собственного дома.



Ни призрак, ни живое существо — зомби помещены, может быть, навечно, в эту «пограничную зону между жизнью и смертью». И если вампиры — живые мертвецы, то зомби — ходячие мертвецы, тело без души и разума. С помощью колдовства им придали видимость жизни. Они — порождение колдунов, которые используют их как собственных рабов или сдают напрокат, чаще всего для работы на полях.

Гаити — родина этого явления и изобилует рассказами о людях, которые умерли, были похоронены, а через некоторое время внезапно появились, став зомби. Одну из самых знаменитых историй, впервые описанную американской писательницей Зорой Херстон в 1938 году, до сих пор рассказывают на Гаити. Очаровательная молодая девушка по имени Мария умерла в 1909 году. Через пять лет после смерти, в столице Гаити — Порт-О-Пренсе, в окне какого-то дома ее заметили бывшие школьные друзья. Владелец дома наотрез отказался давать какие бы то ни было объяснения, и отец Марии сам взялся за дело. Когда дом нашли, ни владельца, ни девочки там уже не было. А тем временем по Порт-О-Пренсу поползли слухи, и чтобы успокоить общественное мнение, могилу девочки разрыли. В гробу лежал скелет, слишком длинный для ребенка. Он был ловко наряжен в одежду, в которой похоронили Марию.

Говорили, что Марию выкопал колдун и превратил в зомби, а когда он умер, вдова отдала его девочку католическому священнику. После того, кик ее видели школьные товарищи, говорили, что родителям удалось вывезти ее с Гаити во Францию, переодев монахиней. И что позже там ее навещал брат. Однако это не очень типично для историй про зомби, потому что самое печальное в них — то, что зомби никто не может помочь. Семья и друзья чаще всего не знают о случившемся, а если и знают, то слишком напуганы, чтобы пытаться что-то делать. Зора Херстон приводит следующую историю, рассказанную матерью умершего мальчика. После погребения, посреди ночи, его друзья были разбужены испуганной женщиной и ее дочерью. Оказалось, что внезапно ночью сестра услышала на улице пение и шум. Затем она узнала голос брата. Ее плач разбудил весь дом, и, посмотрев в окно, домашние увидели зловещую процессию, бредущую вдоль улицы, и мальчика, похороненного накануне. Когда он, с трудом переставляя ноги, поравнялся с окном, все услышали его жалобный плач, «Но таков ужас, — пишет Зора Херстон, — внушаемый этими созданиями, что даже мать и сестра не отважились выйти на улицу и попытаться его спасти». Процессия скрылась из виду. После этого сестра мальчика сошла с ума.

Но почему гаитяне так боятся зомби? И что будет с теми, кто попытается освободить своих умерших близких? Действительно ли зомби существуют? Чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо обратиться к прошлому Гаити и, главным образом, к верованиям и религиозной практике вуду.



Но почему гаитяне так боятся зомби? И что будет с теми, кто попытается освободить своих умерших близких? Действительно ли зомби существуют? Чтобы ответить на все эти вопросы, необходимо обратиться к прошлому Гаити и, главным образом, к верованиям и религиозной практике вуду.

Вуду — уникальное сочетание верований африканцев, католиков и даже некоторых американских индейцев, а также европейского оккультизма. Но самые глубоки корни — в Африке, и появление вуду совпадает с приездом на Гаити большой партии африканских рабов. Этот ужасный период в жизни человечества начался, когда Гаити владели испанцы в XVI веке, и переживал расцвет в XVII, когда остров Гаити перешел к Франции. Он стал одной из богатейших французских колоний, и, чтобы поддерживать этот статус, необходимы были рабы. Европейские работорговцы уже обеспечили плантации Нового Света рабами с западного побережья Африки и были готовы удовлетворить растущие потребности французов. В тех редких случаях, когда у французских властей возникали юридические трудности в связи с работорговлей, они приводили тот довод, что это лучший способ обратить африканских язычников в христианство. Множество рабов стали прихожанами католической церкви. При этом они слегка изменили христианские доктрины, приспособив их к собственному темпераменту и нуждам, и смешали христианские церемонии со своими религиозными ритуалами. Это сочетание сохранилось до сих пор. Даже сегодня, несмотря на неодобрение церкви, многие гаитяне исповедуют одновременно и католицизм и вуду.

На Гаити привозили рабов со всех концов Западной Африки, но большинство принадлежало к племенам, говорящим на языке йоруба. Эти племена верили в одержимость духами. Разлученные с родиной и семьями, перевезенные в ужасных условиях в незнакомую страну, рабы тем не менее сохранили приверженность своим традициям. Они по-прежнему почитали магию и колдовство и помнили о богах и духах предков, которым поклонялись в лесах Африки, что и составило основу для формирования вудуизма на Гаити. Новая религия объединила лишенный корней, страдающий народ. Поэтому французские власти ее быстро запретили. Тем самым они увеличили популярность вуду, а также ее зловещую мистическую составляющую.

Рабство было отличным бизнесом. К 1750 году на Гаити привозили 30 000 рабов ежегодно. Одно поколение сменялось другим, тоска и ностальгия по прошлому росли и готовили почву для восстания. Наконец в 1757 году остров Гаити попытался стать независимым. Восстанием фанатичных беглых рабов руководил Макандал, но французы схватили его и казнили. Последующие мятежи ускорили провозглашение независимости Гаити в 1804 году. С уходом французских колонистов, носителей католической веры, религия вуду распространилась повсеместно.

Религия вуду имеет две стороны. Одна — вера и поклонение собственным богам — как в классических религиозных конфессиях. Но есть и другая, мистически окрашенная — вуду черной магии, колдовства, веры в монстров, убийц и воскрешение мертвых. Важнейшей частью некоторых церемоний является кровь, и в жертву приносят свиней, кур и петухов. Церемонии вуду проходят в так называемых «tonnelles» (беседках). Это может быть как жалкая хижина с грязным полом, так и современное здание, но во всех случаях с площадкой для ритуального танца. Именно в танце участники переживают главный опыт вуду — одержимость духами. Танец, пение и барабанный бой создают обстановку, в которой исповедующий вуду и дух могут стать одним целым, и наступает момент, когда танцующие впадают в транс, который заканчивается потерей сознания.

Танцующим может овладеть любой из множества богов и духов, большинство из которых до сих пор носят африканские имена. В этот момент одержимый полностью уверен в том, что он действительно «стал» им, и перенимает его внешний вид, жесты и поведение. Так, одержимый древним духом папы Легбы, охраняющий ворота в другие миры и являющийся божеством перекрестков, чей символ — костыль, на глазах заметно дряхлеет и начинает хромать. Окружающие, узнав духа, бегут на помощь с палками и костылями. Бог моря будет грести невидимыми веслами. Одержимый кокетливым женским божеством будет вести себя жеманно и вызывающе. Одна из традиционных богинь Дагомеи (Бенин) — Агасса, великолепное соединение женщины и пантеры, сохраняет свою власть и на Гаити, заставляя одержимых ею сгибать пальцы наподобие когтей. Злые духи могут вызвать у танцующего конвульсии. Одержимость продолжается несколько часов, и в это время человек может безболезненно ходить по раскаленным углям, погружать кисти рук в кипящую воду, также как к некоторых африканских племенах, в состоянии транса, люди могут отрубать себе пальцы.

Исследователь Патрик Лей Фермор, посетив Гаити, предложил следующее объяснение того, как может возникать одержимость, или предполагаемое «воплощение» бога. В своей книге «Древо путешественника», изданной в 1950 году, он пишет: «Каждый житель Гаити с раннего детства приучается к моменту воплощения, и он знает, что это чудо произойдет в «tonnelle», где сам воздух пропитан тайнами, и барабанный бой почти физически воздействует на его мозг, и под воздействием барабанов, танца и божественного присутствия он погружается в состояние истерии и, как следствие, самогипноза».

С помощью электроэнцефалограмм было установлено, что человеческий мозг необычайно чувствителен к ритмическим воздействиям. Таким образом, изменяя высоту тона и ритм ритуальной церемонии, священник вуду — хунган — может увеличить степень внушаемости. Чтобы помочь войти в состояние одержимости, хунганы умеют использовать магические порошки и травы, но говорят, что в лихорадочной атмосфере церемонии вуду для этого может хватить даже такой обычной вещи, как перец.

Вудуисты считают, что боги не могут войти в тело, если душа еще там, и это — момент, инициирующий одержимость. Считается, что душа состоит из двух частей: Большого Доброго Ангела и Маленького Доброго Ангела. Первый — то, что мы могли бы назвать самосознанием. Он составляет человеческие сущность и душу и делает человека тем, кто он есть.

Без Большого Ангела Маленький и тело теряют связь. Во время одержимости вытесняется Большой, и человек перестает быть собой, а становится тем божеством, которое заняло его тело. Обычно одержимость проходит сама собой, и Большой Ангел вудуиста возвращается на свое место. Но иногда это может произойти только с помощью хунгана. После смерти нужно позаботиться о том, чтобы подобрать освобожденной от тела душе новое жилище. Душа, которая первое время проводит на дне реки, во время специальной церемонии вызывается хунганом и помещается в освященный ящичек, заменяющий физическое тело. Так она становится духом предка, он дает советы и оберегает свою сеИдея о душе лежит в основе многих суеверий вуду, включая и веру в зомби. В момент вытеснения душа может попасть в руки дьявола. Конечно, обладать телом без души, которую заместило божество, очень удобно, но им, с помощью дьявольских махинаций, может завладеть колдун.



Колдуны вуду, или бокоры, — существа довольно жуткие, они общаются с мертвыми и для себя, или в интересах своих клиентов, практикуют самое зловещее колдовство. Иногда хунган и бокор — одно и то же лицо: священник вуду, как и всякий другой, должен быть знаком с колдовством, чтобы успешно с ним бороться. Сегодня хунган может наложить проклятие с помощью белой магии, а завтра воспользоваться заклинаниями черной. Они могут вызвать как добрых духов, так и злых, например, Зандора, который превращает людей в змей или летучих мышей-вампиров. Вудуисты тем не менее придерживаются мнения, что настоящий хунган никогда не станет заниматься колдовством, и конечно же, существуют бокоры, которые никогда не были священниками вуду. Бокоры возглавляют тайные общества, поклоняются дьяволу и собираются на кладбищах, где проводят церемонии зловещего культа мертвых.

Эти колдуны из кладбищенской земли и костей мертвецов изготовляют специальные порошки, чтобы «наслать мертвеца» на врага. Порошок, рассыпанный рядом с дверью жертвы или по пути ее следования, может привести к параличу, даже смерти, если в это время хунган не примет контрмеры. Другой метод борьбы заключается в том, чтобы нарядить труп в одежду жертвы и спрятать в тайном месте, где он будет гнить, а несчастная жертва — сходить с ума в ее поисках. Как отмечают исследователи, если потенциальная жертва знает, что происходит, и верит в силу магии, то можно легко добиться требуемого результата.

Гаитяне рассказывают душераздирающие истории о том, как колдуны используют трупы. Уильям Сибрук в своей книге «Таинственный остров», написанной в 1936 году, приводит историю молодой женщины Камиллы Туссель и ее мужа Мэтью. В первую годовщину их свадьбы Туссель, вскоре после полуночи, позвал свою жену праздновать это событие. Он настоял, чтобы Камилла надела свадебное платье, и она, испугавшись, послушалась. Они вошли в торжественно убранную, освещенную свечами, комнату. Кроме них было еще четверо гостей в вечерних костюмах. Но никто не поздравил Камиллу. Туссель извинился за них, пообещав, что после застолья мужчины с ней потанцуют. Его голос показался Камилле напряженным и неестественным, и внезапно она увидела, как неподвижные пальцы одного из гостей неловко сжимают бокал, из которого льется вино. Взяв свечу, Камилла вгляделась в лица гостей и обнаружила, что находится в одной комнате с четырьмя трупами.

Женщина в панике бежала, но в дальнейшем так и не оправилась после этого кошмара. На следующий день ее друзья вернулись туда и обнаружили все так, как она описала, только не было ни безмолвных гостей, ни Тусселя. Потом говорили, что Туссель покинул остров.

Легенда или факт? Зловещие планы мужа-колдуна или разыгравшееся воображение жены? Гаитяне, рассказавшие Сибруку эту историю, считали, что факт. Они знали еще много таких историй. Дети на Гаити растут среди рассказов о черной магии, привидениях и колдунах. Матери не разрешают детям играть со своей тенью и говорят, что если те будут плохо себя вести, их унесет бокор, или тонтон-макут — бродячий колдун вуду. Последняя угроза стала реальностью, когда к власти на Гаити пришел диктатор Франсуа Дювалье, поскольку его наемников прозвали тонтон-макутами.

Эта атмосфера страха и суеверий порождала веру в зомби. Веря в культ мертвых, не очень трудно поверить и в возможность черной магии заставить труп двигаться и исполнять чужую волю. Многие сказали бы, что именно такое намерение было у Тусселя относительно его гостей. Из всех ловушек, в которые неосторожный человек может попасть с помощью колдовства, самая страшная — зомби, поскольку даже наиболее искушенному нелегко с этим справиться. В конце 1950-х годов Альфред Метро, автор книги «Вуду на Гаити», исследовал вопросы, связанные с зомби. Он пишет: «В Порт-О-Пренсе вообще немного даже среди образованных людей таких, которые бы отчасти не верили этим зловещим историям».мью. Одна из таких зловещих историй, записанная Метро, — о молодой девушке, которая отклонила предложения могущественного хунгана. Тот удалился, бормоча угрозы. Довольно скоро девушка заболела и умерла. Так получилось, что гроб был слишком коротким, и чтобы разместить там девушку, ей пришлось согнуть шею. В это время свеча, стоявшая рядом с гробом, упала и опалила ей ногу. Спустя некоторое время люди потребовали посмотреть на девушку, по-видимому, живую. Ее узнавали по ожогу и по искривленной шее. Говорили, что ревнивый хунган превратил ее в зомби и использовал как служанку, но из-за повышенного интереса к этой истории был вынужден ее освободить.

Этим колдуном руководило желание отомстить — обычная причина для превращения в зомби не угодившего человека. Иногда, если есть подходящие трупы, их превращают в зомби, чтобы использовать просто как дешевую рабочую силу. В более редких случаях они — жертвы договора с дьявольскими силами, которые взимают плату в человеческих душах за оказываемые услуги. И если христиане говорят о продаже дьяволу собственной души, последователи вуду продают души других. В обмен на власть, богатство или другие блага необходимо отдать души самых дорогих и близких людей. Каждый год ужасная процедура повторяется, пока не останется никого из близких, кого можно было бы предложить, и тогда приходится отдавать собственную душу. А тело, как и тела всех остальных, становится зомби.

Такой договор заключается через бокоров, и только они могут создать зомби. Как только стемнеет, колдун седлает лошадь и мчится к дому жертвы. Там, прижавшись губами к щели в двери, бокор «высасывает» душу и помещает ее в закупоренную бутыль. Вскоре после этого жертва заболевает и умирает. После погребения, в полночь, бокор со своими помощниками приходит к могиле, раскапывает ее и произносит имя жертвы. В ответ мертвец силится приподнять голову, поскольку бокор владеет его душой. Как только это случится, бокор, — на долю секунды, — достает бутыль с душой и сует под нос трупу. Теперь мертвец реанимирован. Бокор вытаскивает его из могилы, связывает и для полного оживления бьет по голове. Затем он тщательно закапывает могилу, чтобы никто не догадался о происшедшем.

Вначале бокор и помощники проводят жертву мимо ее собственного дома. Говорят, после этого она никогда не сможет его узнать и попытаться туда вернуться. Затем ее отводят в дом бокора или дворец вуду и дают специальный настой. Некоторые считают, что это экстракт из ядовитых растений, таких как белладонна или датура (трава Джимсона). В колониальные времена рабы травили ими своих хозяев. Другие говорят, что он приготовлен из капель, капающих с носа мертвеца.

Есть другие способы поймать человеческую душу. Можно под подушку умирающего положить сосуд с магическими предметами и травами, в который «втянет» душу. Душу насекомого или небольшого животного можно заместить человеческой. Ни в одном из случаев жертва не осознает, что происходит. Можно даже забрать душу уже непосредственно у мертвого. Но какой бы метод ни использовался, на краю могилы роль души остается все той же, и после приема магического наркотика дело, можно считать, сделано. Жертва становится зомби — ужасным, покорным ходячим мертвецом, готовым к исполнению желаний колдуна.

Чтобы колдун не мог достать труп и сделать из него зомби, проводится грандиозная работа. Семья, которая может себе это позволить, бетонирует могилу. Другие хоронят в собственном саду или на обочине дороги с оживленным движением. Поскольку для целей бокора годится только свежий труп, родственники могут у могилы дежурить до тех пор, пока тело не начнет разлагаться. Иногда труп убивают еще раз, протыкая голову или вводя яд, иногда душат. Порой хоронят с ножом в руках, чтобы сам защищался. Часто в могиле тело кладут лицом вниз, а в рот покойнику набивают землю или зашивают губы, чтобы когда колдун произнесет его имя, тот не смог отозваться. Если человек стал зомби, то спастись от вечного транса можно только попробовав соли (часто это символ белой магии). После этого зомби мгновенно осознают положение, понимают, что мертвы, и возвращаются навсегда в могилу.

В своей книге «Невидимые» британский антрополог Френсис Хаксли приводит историю о зомби, которую ему рассказал католический священник. Этот зомби слонялся по собственной деревне и в конце концов был отведен в полицейский участок. Но полицейские были слишком напуганы, чтобы что-либо делать, и просто оставили его на улице. Через несколько часов кто-то, набравшись смелости, дал зомби попить соленой воды, и тот пробормотал свое имя. Потом его узнала его тетя, которая жила недалеко. По ее словам, он умер и был похоронен четыре года назад.

Позвали священника, и зомби открыл ему имя колдуна, который заставил его и еще нескольких зомби на него работать. Напуганные полицейские послали колдуну письмо, в котором предлагали забрать своего зомби назад. Но спустя два дня зомби по-настоящему умер — возможно, из-за сделанных разоблачений его убил сам колдун. Колдуна арестовали, но ни его жену, ни других зомби найти не удалось.

Во всех историях про зомби есть элемент недосказанности. Как будто пропущены какие-то важные факты. Но католические и протестантские священники рассказывают истории, которым трудно не верить. О том, как они своими собственными глазами видели покойника, вели заупокойную службу, закрывали гроб крышкой и бросали землю на могилу, а через несколько дней или недель встречали «бывшего клиента» с застывшим взором и отсутствием мимики. Невменяемого, но не мертвого.

Зора Херстон пишет, что иногда к миссионерам эти создания приводит изменивший вуду бокор или вдова колдуна, чтобы избавиться от них. Херстон побывала на Гаити, ей довелось видеть, касаться и фотографировать зомби. Она сфотографировала зомби Фелисию Феликс-Ментор, которая скончалась от внезапной болезни в 1907 году. В 1936-м ее нашли. Она бродила голой по дороге, недалеко от фермы ее брата. И брат и муж узнали в ней женщину, которую собственноручно похоронили 29 лет назад. Фелисия была в таком ужасном состоянии, что ее отправили в больницу, где через несколько недель ее и увидела Зора. «Это было чудовищно, — писала она потом. — Белое лицо с мертвыми глазами… Веки — абсолютно белые, как будто сожжены кислотой. Что можно было ей сказать? И что получить в ответ? Оставалась только смотреть на нее. Но выносить долго это зрелище было невозможно». Итак, зомби, или нечто подобное им, существуют. Но действительно ли они — ходячие мертвецы? Как можно мертвому телу придать видимость жизни? Монтегю Саммерс, знаток колдовства и черной магии, писал: «Бесспорно, можно с помощью черной магии создать видимость «жизни» мертвого тела — оно будет двигаться и говорить, но, по признанию самих колдунов, наложить заклятье надолго, без его периодического возобновления — подвиг, который под силу только самым бесчестным магам, глубоко погрузившимся в адские пучины».

В случае с Фелисией Феликс-Ментор вряд ли даже самое адское заклятие может выдержать 29 лет. Более правдоподобное объяснение заключается в том, что так называемые зомби никогда не умирали. Некоторые полагают, что зомби — просто двойник умершего человека. Но если это так, то почему же этот двойник всегда выглядит и двигается как зомби? Для зомби характерны отсутствующее выражение, устремленный вниз взгляд, бледное лицо и шаркающая походка. Они не понимают, когда к ним обращаются, и их собственная гнусавая речь почти всегда бессмысленна. Чаще всего это просто гортанные звуки, напоминающие хрюкание.

Почти всегда они имеют признаки умственной неполноценности, и возможно, многие из встреченных зомби — на самом деле просто слабоумные, которых семья тщательно прячет, делая вид, что их давно нет в живых, пока внезапно они не встретятся кому-нибудь, может быть, много лет спустя. Альфреду Метро под видом зомби показали «несчастного лунатика». Это была ненормальная девочка, убежавшая из дома, где родители обычно держали ее под замком.



Исследователи Гаити отмечают, что с зомби обращаются не хуже, чем с умственно отсталыми; последних, чтобы добиться подчинения, обычно бьют. Когда Уильям Сибрук немного отошел от шока, вызванного зрелищем «горящих, расфокусированных и невидящих глаз», он тоже пришел к выводу, что зомби, которых он видел, были «только несчастными сумасшедшими человеческими существами, идиотами, которых заставили и работать в поле», а не полуожившими трупами.

Но как же быть со свидетелями, которые клянутся, что видели некоторых зомби мертвыми? Лгут ли они? И не все зомби идиоты изначально. Некоторых друзья помнят здоровыми, умными людьми. Это довольно трудные вопросы.

Ответ на них можно получить из неожиданного источника — статьи 246 старого уголовного кодекса Гаити. «Также покушением, — написано там, — является использование веществ, с помощью которых субъект погружается в более или менее продолжительный летаргический сон, вне зависимости от цели применения вещества и последствий. Если же субъект похоронен в состоянии летаргического сна, то покушение становится предумышленным убийством».

Из этого следует, что зомби действительно может быть человеком, которого близкие похоронили и оплакали, а бокор, как и в легендах, извлек из могилы. Но он был похоронен живым, погруженный в подобный смерти транс, из которого может никогда не выйти.

Известный на Гаити врач в своем интервью Уильяму Сибруку сказал, что по крайней мере некоторые из зомби, с которыми ему приходились сталкиваться, были жертвами такого рода ошибок, умышленных или случайных. Зора Херстон обсуждала с докторами случай Фелиции Феликс-Ментор. Она пишет: «Мы долго строили теории, объясняющие возникновение зомби. Это, конечно, не случай воскрешения из мертвых, а скорее всего они были погружены в состояние, очень близкое к смерти с помощью каких-то лекарств, — способ их изготовления, возможно, был ввезен из Африки и передавался из поколения в поколение… Они, очевидно, разрушают ту часть мозга, которая управляет волей и речью. Жертвы могут действовать и двигаться, но не способны сформулировать свою мысль. Двум врачам, сильно заинтересовавшимся этими средствами, так и не удалось узнать способ изготовления. Это тайна, и посвященные скорее умрут, чем расскажут». Почти наверняка идея зомби пришла из Африки, где до сих пор рассказываются легендарные истории о том, как колдуны воскрешают мертвых. Однако настоящие зомби — специфика Гаити. Конечно, скептики могут говорить, что так называемые зомби — всего лишь лунатики или люди, погруженные в состояние транса, но некоторые не вызывающие сомнения случаи можно объяснить только на уровне магии. Сегодня вуду часто используют для привлечения туристов, и красочные представления, с демонстрацией белой магии, одинаково радуют как туземцев, так и иностранцев. Френсис Хаксли рассказывал о судье, который видел, как хунган извлек из могилы труп и его реанимировал. В могиле судья обнаружил трубу, через которую с поверхности поступал воздух. На самом деле «труп» был ассистентом хунгана и мог свободно дышать в ожидании собственного воскрешения. Гаитяне, конечно, знают о подобных мистификациях. Но, к сожалению, большинство из них продолжает верить в зомби, и страх пополнить их ряды у них просто в крови. Очень может быть, что зомби вовсе не извлекают из могил, а с помощью специальных средств погружают в Состояние, близкое к смерти. Но кто скажет, что хуже? В любом случае зомби — один из примеров ходячих мертвецов.
Категория: Рассказы о нечистой силе и волшебных существах | Добавил: Дина (18.03.2012)
Просмотров: 1311 | Теги: Зомби, Мистика, нечистая сила, статьи, волшебство, существа, рассказы | Рейтинг
: 5.0/1
Похожие материалы
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
**Новые статьи**


Мы рады, если Вам понравились наши материалы. Пожалуйста, при копировании указывайте ссылку на наш сайт. Надеемся на понимание. Заранее спасибо.
Яндекс.Метрика Каталог webplus.info