Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход

Город Vision:фэнтези,мистика,готикаИскусство,история,юмор,проза,стихи

Категории раздела
Миры фентези [91]
Пейзажи миров фэнтези, сказочные миры,воины, драконы, замки, безумные маги и чародеи. Военная тактика гномов и эльфов, работы художников на тему фэнтези, картинки и анимация. Нежные ангелы, воинственные амазонки, русалки и необычные животные.
Готика и фентези. Картинки и фотографии [113]
Картинки и фотографии на тему готики и фентези. Загадочные девушки в чёрном. Готические розы и куклы. Забавные гномы и эльфы. Пейзажи фэнтези. Величественные драконы в анимации.
Рассказы о нечистой силе и волшебных существах [185]
Рассказы о нечистой силе и волшебных существах Мифы и правда о вампирах. Правда или вымысел? Морские чудища и магия Вуду, классификация демонов и оборотни. Иерархии ангелов. Откуда берутся зомби и характеристики мифических существ.
Мистические явления [277]
Необычные и странные явления природы. Рассказы очевидцев о привидениях, известные клады и артефакты. Мистические истории и необъяснимые факты.
Нелепые факты [280]
Взгляд художника на обычные вещи: оригинальные решения в архитектуре и интерьере, витражное искусство и необычная посуда, бумажные и стеклянные скульптуры,знаменитые ювелирные украшения и другие идеи для творческой личности
Мрачная готика [31]
Готические традиции Франции и Великобритании. Загадочные личности - Владислав Дракула и кровавая графиня Эржбет Батори. Легенды о вампирах, исторические предания и литературные образы. Смерть и пугающий фотоарт.
История Франции [79]
Формирование государства - от древних народов к современным французам: мифы и легенды кельтов и галльских племен,средневековое рыцарство и история королевских династий, Парижская коммуна и наполеоновские завоевания. Быт и особенности французской кухни, история виноделия во Франции.
Города Франции [126]
Легенды и тайны Парижа, достопримечательности провинций Шампань и Прованс. Жемчужины знаменитого Лазурного берега: карнавалы и пляжи Ниццы, фестивали в Каннах и Сен-Тропе, соборы и музеи Марселя и Тулона. Княжество Монако - одна из самых маленьких стран мира.
Дворцы и замки Франции [84]
История знаменитых замков с завораживающей архитектурой и мистической атмосферой: величественный Шамбор, грациозный Блуа, очаровательный королевский Фонтебло, суровый Иф и многие другие. История знаменитого Лувра, внутренее убранство музея и экспонаты. Легенды и мифы долины Лауры.
Короли и императоры Франции [64]
История королевских династий: Валуа, Бурбоны, Капетинги. Людовик XIV Великий- Король-Солнце. Филипп III Смелый. Людовик IX Святой.Королевы и их фавориты. Мария-Антуанетта и Мария Медичи. Династия Наполеонов. Тайны мушкетеров.
Легенды Франции [70]
Героические сказания Франции - Песнь о Роланде, Песнь о Сиде. Роман о Лисе. Романтическая история Тристана и Изольды. Пугающие легенды: Жеводанский зверь, Замок Дьявола и история барона Жиля де Рэ, или Синей Бороды. Народные сказки.
Музеи Франции [19]
Знаменитый Лувр - история коллекционирования, характеристика залов и наиболее известные экспонаты. Персональные музеи - творчество Пикассо и Сальвадора Дали. Площади Монмартра. Восковые фигуры музея Гревен и многое другое.
Храмы и соборы Франции [66]
Готическая традиция во Франции: Шартрский, Амьенский и Руанский соборы и Собор Парижской Богоматери. Пантеон, базилики и храмы, посвященные святым и мученикам. Православные соборы во Франции: Собор Александра Невского в Париже и Церковь Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца в Ментоне.
История Великобритании [83]
Великобритания от первых монархов до современности. Королевские династии: Стюарты, Тюдоры, Йорки. Английский абсолютизм, суд и казнь Карла I, революция и установление республики. Реставрация монархии. Правление Маргарет Тэтчер. Знаменитые войны и сражения: война Алой и Белой розы, битва при Гастингсе и Креси.
Исторические личности Великобритании [64]
Биография прославленных монархов: трагическая история Дианы Спенсер, справедливое правление Вильгельма Завоевателя, знаменитые походы Ричарда Львиное Сердце, судьба Елизаветы II. Экспедиция Джеймса Кука. Величайший политик Черчилль, выдающийся военачальник Кромвель и другие известные британцы.
Достопримечательности Великобритании [80]
Красивейшие места Великобритании. Старинные замки, сады и парки. Палата Лордов, Лондонский Сити,дворцы и соборы в готическом стиле. Музей мадам Тюссо. Пейзажи Темзы. Лондонский Тауэр.
Легенды и мифы Великобритании [104]
Легенды, мифы и сказки Великобритании. Мистическае истории о призраках и красавицах. Рассказы о колдунах и феях, таинственные истории. Эльфы и гномы.Сказания о Беовульфе и Робин Гуде.
Мифы и легенды народов мира [56]
Мифы, саги, былины и легенды народов мира. Русские святцы, мир Славян глазами художников. Мифы о сотворении мира, Кельтские сказания.
История и культура Японии [123]
История Японии с древнейших времен до наших дней: загадочные археологические находки, история старинных династий, религиозные и мистические воззрения японцев, особенности письменности и литературы, легенды и страшные сказки. Национальное своеобразие: чайные церемонии, исторические факты о знаменитых самураях и гейшах, современный быт и традиции японской кухни.
Галерея фоторабот [391]
Фотографии на любой вкус. Фотопроекты Екатерины Рождественской. Пейзажи и натюрморты. Великолепное разнообразие цветов. Фотографии PIN-UP, моря, озёра и замки.
Художественная галерея [689]
Собрание картин русских и зарубежных художников. Старинные иконы и гравюры. Произведения старинных и современных авторов
Красивое оформление для сайтов и блогов [215]
Клипарты, линеечки, блинги, фоны для коллажей и рамочки. Всё для украшения Вашего сайта или блога. Замки и крепости в картинках. Картинки с комментариями. Скрап-наборы и уголки.
Курсовые работы и не только они... [30]
Уникальные курсовые работы по психологическому анализу произведений. Тайна месторождения Пушкина. Биография Дюма-отца. Русские пословицы на открытках и объяснение жестов. Правописание, древнесловянская буквица в иллюстрациях. Особенности психологизма в русской литературе.
Праздники,которые мы празднуем [51]
Исторические и современные, религиозные и мистические праздники народов мира. Их происхождение, история празднования и традиции разных народов. Идеи для Хэллоуина, новогодние и рождественские обряды, пасхальные обычаи и многое другое.
Самое удивительное в искусстве [10]
Удивительные и необычные произведения искусства. Уникальные коллекции изделий из стекла,ритуальные маски и эпатажные украшения в стиле стимпанк.
Мистика [12]
Авторские произведения на мистические темы. Байки из шкафа для монстров и вурдалаков. Секреты таинственного наследства и сны разума.
Фанфики по квестам [9]
Фанфики на темы игр и литературных произведений. Сцены из семейной жизни вампиров.
Юмор [10]
Юмористические произведения и рассказы. Романтика средневековья. Вольные интерпретации сказок Колобок на современный лад и литературные дракончики
Проза [17]
Рассказы о любви и дружбе. Сказки, рассказы, мечты и размышления.
Фентези [17]
Муки творчества и вдохновение любви в произведениях в стиле фэнтези. Рассказы о встречах с нечистой силой.
Миры кота Баяна [23]
Таинственные и мистические Миры кота Баяна. Философские размышления и пьесы.
*Новые статьи*
Главная » Статьи » История Франции

Искусство Франции XVIII века

Определяющую роль во французском искусстве XVIII столетия играли рококо и неоклассицизм. После смерти Людовика XIV настал период свободы нравов, вошедший в историю под названием Регентство: наследником Людовика XIV был его пятилетний правнук Людовик XV, и на протяжении последующих семи лет королевством управлял регент Филипп II Орлеанский. В 1715-м королевский двор покинул Версаль.

На первых порах академическое искусство продолжало следовать канонам, сложившимся в эпоху царствования Людовика XIV, но внимание широкой публики привлекал уже не королевский двор, а состоятельные буржуа и аристократы, жившие в парижских частных особняках-отелях. Просвещенное свободомыслие нашло отражение во вкусах этих слоев населения и привело к формированию нового стиля живописи и скульптуры, характеризующегося эффектной декоративной функцией и высокой эмоциональной экспрессивностью. В это время живописцы предпочитали изображать сцены досуга высшей аристократии и обнаженную женскую натуру.

Среди наиболее известных мастеров этого периода Антуан Ватто, Никола Ланкре и Франсуа Буше. Полотна Буше отличал эротизм мифологических и пасторальных сюжетов. Другим известным живописцем, в работах которого амурные истории развертывались на фоне выполненных в мягких тонах ландшафтов, был Жан-Оноре Фрагонар. Картины этих художников были украшением интерьеров, выдержанных в стиле рококо, представляя собой своего рода двухмерную мебель. Роль мебели отводилась и анималистическим полотнам, на которых изображались дичь и охотничьи собаки, таким как картины Франсуа Депорта и Жана-Батиста Одри. Для натюрмортов и спокойных бытовых сцен кисти Жана Батиста Симеона Шардена характерны неяркие тона, несложная композиция и относительно незамысловатые сюжеты.

От предшествующего периода эпоху правления Людовика XV отличал менее помпезный стиль интерьеров: предпочтение отдавалось деревянным отделочным панелям, помещениям меньших размеров, меньшему количеству позолоты и парчи. В начале 1720-х, после возвращения королевского двора в Версаль, многие из дворцовых помещений, выдержанных в стиле барокко, были реконструированы, дворцовый этикет упрощен.

Во второй половине XVIII века французские ученые и деятели искусства по-прежнему находились в авангарде европейской науки и культуры. На французском языке разговаривали во многих европейских дворах. Иерархия жанров живописи по-прежнему официально сохранялась, но жанровая живопись, портрет и натюрморт пользовались особой популярностью. Французский писатель и философ-просветитель Дени Дидро несколько раз описывал ежегодные салоны Королевской академии живописи и скульптуры – официальные выставки работ живописцев-современников, проводившиеся в Париже с середины XVII столетия. Его комментарии и критические замечания представляют собой важный документ этого периода в истории искусства.

Одним из любимых живописцев Дидро был мастер жанровой живописи Жан-Батист Грёз. Хотя его работы в наше время иногда считают китчем, его изображения бытовых сцен свидетельствуют о том важном месте, которое занимал сентиментализм в европейском искусстве (что также отражено в работах Жана-Жака Руссо и Самюэля Ричардсона). В работах Жана Батиста Грёза также можно найти некоторые из излюбленных мотивов Жана Батиста Симеона Шардена, однако Грёз уделял больше внимания повествовательной и чувственной стороне работы. Талантливо отобразив быт представителей низших сословий, Грёз, по мнению современников, неудачно переложил на холст сцены из истории древнего мира. Однако, считается, что французские живописцы XVIII века, в большей степени преуспели в низких жанрах изобразительного искусства. Мифологические сюжеты в переложении Семьи Куапель, Жана-Франсуа де Труа и Жана-Марка Натье удостоились меньшего признания в сравнении натюрмортами и жанровыми полотнами таких живописцев, как Ватто и Шарден, а также в сравнении с пейзажами и маринами Юбера Робера и Клода-Жозефа Верне.

В середине XVIII века во Франции работало большое количество мастеров портретной живописи. К числу наиболее известных портретистов принадлежат Жак-Андре-Жозеф Аве, Франсуа-Юбер Друэ, Луи Токке, Луи Мишель Ванлоо. В это время художники редко обращались к историческим и героическим темам. В некоторых полотнах прослеживается зарождение романтического направления. К числу таких работ принадлежат изображения руин на картинах Юбера Робера, навеянные итальянским каприччио. Об этой же тенденции говорит смена пейзажей – переход от геометрически правильных французских садов к (искусственно созданной и поддерживаемой) неупорядоченности английского сада, в котором иногда размещаются искусственные руины (follies).

Середина XVIII века была временем перехода к неоклассицизму, то есть продуманному использованию римских и греческих традиций в изобразительном искусстве. Кроме того, в третьей четверти XVIII века деятельность Королевской академии живописи и скульптуры была направлена на возрождение высоких целей искусства, сформулированных в XVII веке Людовиком XIV и его интендантом финансов Кольбером. Потребность в дидактичном и величественном стиле в последних десятилетиях XVIII века привела к появлению художников, приверженных высоким принципам искусства и служению своей державе. Наиболее ярким представителем этого направления в живописи считается Жак Луи Давид. Обратившись к профилям, изображенным на греческих вазах, он часто отдавал предпочтение этому ракурсу при изображении своих персонажей, использовал сюжеты из классической истории (смерть Сократа, Брут). Сюжеты и атмосфера его работ во многом навеяны полотнами Николы Пуссена (XVII век).

Характерной чертой стиля Людовика XVI в предметах мебели было производство спинок стульев округлой и овальной формы; использование греческих мотивов в украшающих их изображениях. В дизайне интерьера большой популярностью пользовался легкий и элегантный стиль рококо, в основу которого были положены ассиметричные формы.

Скульптурный стиль отличался большей легкостью, интенсивным использованием орнаментов в соответствии с эстетическими представлениями, распространенными в XVIII веке. Один из ярких образцов скульптурных композиций этого периода – "Укротители коней" или "Лошади Марли" работы Гийома Кусту-старшего. "Лошади Марли" были установлены у въезда на Елисейские поля в середине 1770-х. Другим известным произведением Кусту-старшего является бюст его брата. Характерная черта этой работы – свежесть и непринужденность формы: скульпторы XVIII века старались избегать помпезного, по их мнению, величия школы Бернини. Стиль барокко использовался в искусстве украшения салонов и будуаров, получившем дальнейшее развитие в XVIII веке. Небольшой "Меркурий, завязывающий сандалию" (1744) работы Жана-Батиста Пигаля практически полностью выдержан в традициях Бернини, но отличается непринужденностью и намеренным отсутствием претенциозности. Даже в самых амбициозных работах Пигаля относительные размеры фигур значительно уменьшены, а композиция открыта (в отличие от надгробий работы Бернини). Аллегория и повествовательность другого шедевра – надгробия Морица, графа Саксонского (1753; Страсбург) – создают завораживающий и запоминающийся образ.

В то же время классические традиции скульптуры развивались и с течением времени обретали большую важность. Четкая форма и непрерывность контуров мраморной "Купальщицы" (1757 г.) Этьена Мориса Фальконе представляют собой сочетание классицизма и рококо, столь характерное для эстетических принципов XVIII века. Классицизм в чистом виде представлен работами Жана-Антуана Гудона. В своей "Диане" (1777 г.) он избежал игривого настроения будуаров в стиле рококо. Его бюсты – высшее достижение в развитии традиций Бернини в XVIII столетии. В творчестве французских скульпторов XVIII века особое место занимают исполненные чувственности скульптуры Клодиона (Клода Мишеля). Жан-Батист Лемуан и Пигаль продолжили работать в направлении, обозначенном Антуаном Куазево в "Робере де Котте"; Огюстен Пажу и Гудон перешли от рококо к неоклассицизму. Ненадолго увлекшись рококо, Эдме Бушардон стал приверженцем классических традиций французской скульптуры.

Французская архитектура XVIII века продолжала традиции классицизма, сложившиеся в XVII столетии, обращаясь к более утонченным формам, используя мотивы классицизма в позднем барокко. Некрикливый орнамент, старательно высеченные изгибы на отделанных песчаником фасадах, продуманные игра света и объем – все это придает частным и общественным зданиям этого периода спокойный величавый облик. Среди жемчужин архитектуры, относящихся к эпохе царствования Людовика XV, дворец Малый Трианон, построенный по проекту первого королевского архитектора Анжа Жака Габриэля на территории версальского дворцово-паркового комплекса. Форма дворца приближается к кубической. Это здание представляет собой образец сочетания рококо и неоклассического стиля. Французское неоклассическое искусство в большой степени повлияло на монументальный стиль эпохи революции, который нашел выражение в таких памятниках архитектуры, как церковь Мадлен (1763-1812), выдержанная в традициях греческих храмов и Пантеона. Впоследствии в ней были погребены останки прославленных граждан Франции. Рационализм и простота классической архитектуры в эпоху Просвещения представлялись противоположностью готике.

Для пропаганды республиканских ценностей зачастую использовались греческие и римские мотивы. К этому периоду также относятся произведения искусства, посвященные героям революции, в том числе картина "Смерть Марата" кисти Жака Луи Давида. Ученик Давида Жан Огюст Доминик Энгр, вдохновленный работами Рафаэля и Джона Флаксмана, перенял точность стиля Давида, переработав мифологические сюжеты ("Эдип и Сфинкс", "Юпитер и Фетида") в традициях романтизма. В связи с кардинальным изменением политической и социальной структуры общества в годы Французской революции и прихода к власти Наполеона I дидактическое искусство Давида и других французских живописцев обрело новое измерение, непредвиденное их августейшими меценатами.

Философские учения и социальные потрясения XVIII века нашли отражение во множестве литературных произведений этого периода. Развивая положения зародившегося в XVII веке либертинизма и продолжая литературную традицию, к которой принадлежали Пьер Бейль и Бернар Ле Бовье де Фонтенель, философы и писатели-просветители подвергали критике несправедливость социального и политического устройства современного общества, ставили во главу угла рациональное мышление и моральные принципы.

Монтескьё, Дидро и Руссо ставили под сомнение целесообразность абсолютной монархии и предлагали взамен более демократичную форму государственного управления – конституционную монархию с разделением законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Вольтер осуждал злоупотребления властью, выражавшиеся в виде цензуры, внесудебных арестов по монаршему приказу (letters of cachet) и в сговоре между государственными чиновниками и духовенством, выступая за "просвещенный деспотизм", при котором философы становились советниками правителей. К числу прославленных писателей и философов принадлежал Эммануэль-Жозеф Сийес. Его брошюра "Reconnaissance et exposition des droits de l’homme et du citoyen" (1789) легла в основу "Декларации прав человека".

Являясь выходцами и наиболее состоятельных слоев третьего сословия, многие просветители отдавали предпочтение общественному устройству, в котором определяющую роль играют способности и заслуги, а не наследственные привилегии и кастовая принадлежность. Серьезное влияние на их идеологию оказали работы Джона Локка. Они выдвинули принципы свободы и равенства, положенные в основу республиканского строя в конце XVIII века, отстаивали свободу совести и ставили под сомнение господствующую роль религиозных институтов в современном им обществе, включив веротерпимость в число общественных устоев. Когда Конвент поместил прах Вольтера в Пантеоне, депутаты назвали его человеком, "который научил их жить свободными людьми".

Стремясь к общей цели – счастью человечества и человека – просветители выбирали разные методы ее достижения. Постепенно сокращалось число тех, кто вслед за Руссо разрабатывал концепцию счастья "благородного дикаря". Образ не подвергшегося развращающему влиянию цивилизации "благородного дикаря" обрел популярность среди европейских мыслителей в эпоху великих географических открытий. Также были распространены представления о счастье, в основе которого лежали постоянное самосовершенствование и самореализация. Французские философы были оптимистично настроены, не отстранялись от окружающей действительности и занимались активной пропагандой поставленных целей.

Работы мыслителей эпохи Просвещения принадлежали к разным литературным жанрам. Из-под их пера выходили повести, иллюстрирующие философские концепции (например, "Кандид", "Задиг или Судьба" Вольтера), сатирические изображения французской жизни в форме писем из экзотической страны ("Персидские письма" Монтескьё), эссе ("О духе законов" Монтескьё, "Трактат о веротерпимости" Вольтера, "Общественный договор" Руссо, "Дополнение к "Путешествию Бугенвиля"" Дидро и т.д.), комедии (Мариво, Бомарше). Монументальным трудом мыслителей этой эпохи стала подготовленная Дидро и Даламбером "Энциклопедия или толковый словарь наук, искусств и ремесел". Публикация этой 35томной работы велась с 1750-го по 1772 год и сопровождалась изданием речей и эссе, посвященных различным областям науки.

Великие французские писатели XVII века – Пьер Корнель, Жан-Батист Расин и Мольер – по-прежнему оказывали огромное влияние на французскую драматургию. Развитие театрального искусства в этот период связано, прежде всего, с именем Вольтера. В его трагедиях новая для этой эпохи тематика удачно сочеталась с классической драматургией. Трагедии "Заира" и "Фанатизм, или пророк Магомет" пользовались широким успехом. Тем не менее, годы царствования Людовика XV и Людовика XVI были временем жесткой цензуры. Несмотря на популярность "Женитьбы Фигаро" Бомарше лишь с большим трудом удалось добиться разрешения на ее постановку в Париже.

Одним из результатов раскрепощения нравов в эпоху Регентства стало произошедшее в 1716 году возвращение "Театра итальянской комедии", изгнанного из Парижа по распоряжению Людовика XIV. Последовал период аншлагов: множество горожан приходило оценить игру прославленных актеров, в числе которых были Лелио, Фламиния и Сильвия, оценить юмористические постановки с участием таких персонажей итальянской комедии, как Арлекин, Колумбина и Панталоне. В этом жанре были выдержаны комедии Мариво, заключавшие в себе, помимо всего прочего, анализ стоявших перед обществом проблем. К числу его наиболее значимых работ принадлежат "Ложные признания" (1737 г.), "Игра любви и случая" (1730 г.) и "Остров рабов" (1725 г.). Признанными мастерами комедии нравов также являлись Жан Франсуа Реньяр и Ален Рене Лесаж. Однако самым известным из французских комедийных драматургов этой эпохи стал Бомарше. В "Севильском цирюльнике" и "Женитьбе Фигаро" Бомарше продемонстрировал мастерство построения диалогов, развития интриги и создания социальной сатиры.

Среди театральных жанров, появившихся в XVIII веке, особое место занимают "слезная комедия" (comédie larmoyante) и буржуазная (мещанская) драма. Произведения, выполненные в этих жанрах, представляли собой сентиментальные истории, которые разворачивались в реалистичной обстановке и повествовали, главным образом, не об аристократии, а о жизни мещанских семей. К числу наиболее известных образцов этого искусства относятся "Побочный сын" Дидро (1758 г.), "Философ, сам того не зная" Мишеля-Жана Седена (1765 г.), "Тачка уксусника" Луи-Себастьяна Мерсье (1775 г.) и "Преступная мать" Бомарше (1792 г.). В XVIII столетии шло развитие новых видов музыкального театрального искусства – водевиля и комической оперы. Появлялись литературные работы, посвященные театру. Среди них особое место занимают "Парадокс об актере" Дидро, работы Вольтера, защищающие актеров от нападок представителей духовенства, и высказывания Руссо, осуждающие аморальность театра.

Новаторские приемы, использованные писателями XVIII века, дали начало важному этапу эволюции романа. В это время стремительно росла его читательская аудитория. Чтобы придать большую реалистичность своим произведениям, романисты использовали такие методы, как повествование от первого лица, большое количество диалогов и писем. Французский роман испытал влияние английских авторов – Сэмюэла Ричардсона, Джонатана Свифта и Даниэля Дефо. Характерными чертами работ французских романистов были смена ракурсов повествования, неожиданные сюжетные повороты, скрупулезный психологический анализ, реалистичное описание обстановки, изобретательность и внимание к форме.

Хотя тексты этого времени с трудом поддаются категоризации, произведения французских авторов все же можно разделить на несколько поджанров. Одним из них является философский роман. К этой категории принадлежат "Кандид", "Задиг или Судьба", а также "Простодушный" – одна из более поздних работ Вольтера, в которой автор перешел от утопических фантазий к социальному и психологическому реализму. Другим популярным жанром был реалистический роман, сочетавший социальный реализм с историей развития романтических отношений. Среди образцов этого творчества романы "Жизнь Марианны" (1741 г.) и "Разбогатевший крестьянин" (1735 г.) Мариво, "Манон Леско" (1731 г.) Антуана Франсуа Прево, а также "Совращенный поселянин, или Опасности городской жизни" – роман в письмах, вышедший из-под пера Никола Ретиф де ла Бретона. Важное место в этом жанре принадлежало реалистическим любовным романам. Эту категорию романтических произведений, формировавшуюся под влиянием испанской литературы, неизменно отличали сатирическое повествование, описание различных социальных слоев и изображение молодых людей, стоящих в начале своего жизненного пути. Примером является плутовской роман "Похождения Жиль Бласа из Сантильяны" Алена-Рене Лесажа.

Утопические романы - "2440 год" Мерсье (1771 г.), "Влюбленный дьявол" Жака Казота (1772 г.) - изображали общество будущего. Либертинские эротические романы содержали описания интриг и сцены соблазнения. К этому жанру относились романы "Опасные связи" Шодерло де Лакло (1782 г.), "Жюстина, или Злоключения добродетели" Маркиза де Сада (1797 г.), "Софа. Нравоучительная сказка" Кребийона-сына (1745 г.), "Нескромные сокровища" Дидро (1748 г.) и другие.

Кульминационным моментом в развитии сентиментального романа стало творчество Руссо, в 1761 году написавшего роман "Юлия, или Новая Элоиза". Прототипом послужил роман Сэмюэла Ричардсона "Памела, или Вознагражденная добродетель", одно из самых популярных литературных произведений XVIII столетия. Другим примером является роман "Поль и Виржини" Жака-Анри Бернардена де Сен-Пьера (1787 г.). Особое место в творчестве французских прозаиков XVIII века занимали romans éclatés – философские произведения, напоминавшие модернистские романы конца XIX - начала ХХ века ("Жак-фаталист и его хозяин" (1773 г.), "Племянник Рамо" Дидро).

Множество читателей привлекали жизнеописания ("Жизнь отца моего" (1779 г.), "Господин Никола, или Разоблаченное человеческое сердце" (1794 г.) Никола Ретиф де ла Бретона). Наибольшим успехом пользовались работы Жан-Жака Руссо, положившие начало современному жанру автобиографии: "Прогулки одинокого мечтателя" (1776 г.), "Исповедь" (1782 г.).

Вольтер успешно обращался к стихотворному жанру в "Поэме о гибели Лиссабона" и "Светском человеке", однако эта поэзия относится к традиционной школе XVII века. Лишь немногие французские поэты XVIII столетия сохранили известность на протяжении нескольких последующих веков. К их числу принадлежат Жак Делиль и Эварист Парни, стоявшие у истоков романтизма. Один из известнейших поэтов XVIII века – Андре Шенье. Исполненные экспрессивности стихотворения "Молодая тарентинка" и "Молодая узница" были впервые опубликованы лишь в 1819-м, спустя десятки лет после смерти Шенье. Писатель и политический деятель Фабр д'Эглантин прославился своими песнями и своим участием в подготовке республиканского календаря.

Одним из основоположников современного искусствоведения стал Дидро, в своих "Салонах" проанализировавший эмоциональное воздействие произведений искусства на примере полотен Юбера Робера. Популяризацией научных открытий XVIII столетия занимался выдающийся французский естествоиспытатель Жорж Луи Леклер граф де Бюффон. Его главный труд "Всеобщая и частная естественная история" был опубликован в период с 1749-го по 1789 год.

В годы Французской революции в число самых популярных жанров вошла публицистика. В это время были опубликованы речи таких талантливых ораторов, как граф Оноре Мирабо, Луи де Сен-Жюст, Жорж Жак Дантон и Максимилиан Робеспьер. Труды революционеров повлияли на ход социальных преобразований далеко за пределами Франции.

Жанр трагедии развивался, главным образом, под влиянием произведений Сенеки и правил, сформулированных Горацием и Аристотелем (а также комментариев современников – филолога Жюля Сезара Скалижера, итальянского писателя Лодовико Кастельветро и других). Драматурги заимствовали сюжеты у таких классиков, как Плутарх и Светоний, а также из сборников коротких новелл итальянских, французских и испанских писателей. К середине столетия большую известность обрели произведения греческих трагиков (Софокла, Еврипида). Образцами для подражания стали комедии, трагедии и трагикомедии ряда испанских авторов, среди которых были Педро Кальдерон де ла Барка, Тирсо де Молина и Лопе де Вега. Многие из этих работ были переведены на французский язык и поставлены во Франции. Еще одним источником вдохновения были пьесы итальянских авторов.

В сравнении с трагедиями комедии пользовались меньшей популярностью. В начале века комические элементы сводились к фарсу, сатирическим монологам и комедии дель арте. В конце 20-х годов XVII века Жан Ротру и Пьер Корнель вернулись к комедийному жанру. Корнель продолжал писать пьесы (преимущественно трагедии, которые он называл героическими комедиями) до середины 1670-х. Наиболее бурную реакцию вызвала его трагикомедия "Сид", в основу которой был положен конфликт между страстью и долгом. Многие последующие произведения также пользовались успехом. Во второй половине столетия творчество Корнеля подвергалось все более интенсивной критике, и успех Жана Расина в конце 1660-х ознаменовал закат его популярности.

К этому времени классицизм прочно утвердился во французском театральном искусстве. Ключевое место в разработке теоретических основ французского театра этого периода занял трактат "Практика театра" Франсуа Эделена д’Обиньяка, увидевший свет в 1657-м. Сюжеты трагедий Жана Расина были навеяны древнегреческими мифами, произведениями Еврипида, Софокла и Сенеки, а также библейскими сюжетами. На протяжении двух последних десятилетий XVII века, несмотря на популярность пьес Корнеля и Расина, интерес к трагедии среди широкой публики значительно угас: трагедии на театральных подмостках больше не находили глубокого отклика во Франции, переживавшей глубокий экономический кризис. Многие моральные задачи трагедии решались в рамках другого жанра – комедии нравов. Среди драматургов-трагиков конца XVII века наиболее известными являются Клод Буайе, Мишель Леклерк, Жан-Гальбер Камнистрон, Жак Прадон. Постановки во многом напоминали о театральном искусстве начала века: состоявшие из множества эпизодов они характеризовались высоким накалом сценических страстей и детализованным изображением мрачных и жестоких событий.

На ранних этапах своего развития французская опера имела успех среди придворных. Наиболее плодовитым среди оперных композиторов был Жан-Батист Люлли. Оперы этого периода следовали канонам трагикомедии, лишь некоторые из них были выдержаны в жанре трагедии. Наиболее заметное место среди либреттистов, работавших совместно с Люлли, занимает драматург Филипп Кино, перу которого принадлежит множество комедий, трагедий и трагикомедий.

Во второй части XVII века наиболее ярким представителем комедийного жанра во французском театре был Мольер. Его вклад в развитие театрального искусства многообразен. Его заслугой считается появление комедии нравов и комедии характеров в их сегодняшней форме. Сатирические изображения типичных представителей современного ему общества снискали Мольеру славу среди широких слоев населения. Однако сатира на представителей духовенства наряду с либертинизмом вызвали возмущение церкви, и лишь вмешательство короля позволило поставить комедию "Тартюф". Многие из произведений Мольера балансируют между комедией и драмой, их завершения имеют глубокий нравоучительный смысл. Произведения Мольера предопределили развитие комедийного жанра до конца столетия. В это время в комедиях преобладала сатира на современную мораль и манеры.

Характерным явлением культурной жизни Франции XIX века был религиозный подъем, вызванный Контрреформацией. Из всех литературных работ этого времени особенным признанием пользовались религиозные труды (в том числе работы святого Венсана де Поля и Франциска Сальского). По всей стране формировались новые религиозные общества. Тем не менее, среди философов и писателей этого времени были авторы, считавшиеся сторонниками либертинизма (Теофиль де Во, Шарль де Сент-Эвремон). Вдохновленные трудами Эпикура и Петрония они подвергали сомнению религиозные и нравственные постулаты в эпоху повсеместного укрепления позиций католицизма. "Рассуждения о методе" и другие труды Рене Декарта ознаменовали окончательный разрыв со средневековой философской традицией. Росло число приверженцев янсенизма – религиозного учения, основанного голландским теологом Корнелием Янсением. Наиболее известные последователи его учения – Жан Расин и Блез Паскаль. К числу главных религиозно-философских работ Паскаля принадлежит незаконченный труд "Мысли" (Pensées), самая известная часть которого посвящена размышлениям о возможности бессмертия души. Еще одним религиозным учением, получившим распространение в эту эпоху, был квиетизм, отдававший предпочтение мистико-созерцательному взгляду на мир. Среди значимых философских работ XVII века "Максимы и моральные размышления" Франсуа де Ларошфуко, "Характеры" Жана де Лабрюйера, а также "Исторический и критический словарь" Пьера Бейля (Dictionnaire historique et critique) – один из трудов, давших импульс развитию философской мысли эпохи Просвещения.

В XVII веке развивался жанр автобиграфических мемуаров. Множество мемуаристов появилось среди участников фронды, которые использовали этот жанр как обоснование своих политических взглядов, сочетая его с элементами приключенческих романов. Важными документами культурной жизни этой эпохи также считаются письма Жана-Луи Геза де Бальзака и мадам де Севинье. Самые известные мемуары этого столетия, принадлежащие перу Луи де Рувруа, герцога Сен-Симона, были опубликованы через сто лет после написания.

Направление, формировавшееся в архитектуре и интерьерах первой половины XVII века, получило название стиль Людовика XIII. На ранних этапах, в эпоху Регентства, развитие этого стиля было связано с деятельностью матери Людовика XIII Марии Медичи. Под ее покровительством итальянский маньеризм получил распространение во Франции. Влияние итальянского искусства ощущалось на протяжении нескольких последующих десятилетий.

На развитие живописи в эпоху Людовика XIII наряду с итальянским маньеризмом в значительной степени повлияло фламандское и датское барокко. Основателями новых течений в живописи стали Караваджо и Рубенс. Среди живописцев, сочетавших маньеризм с увлечением жанровыми картинами, были Жорж де Латур, Симон Вуэ и братья Ленен. Однако влияние художников следующих поколений было сведено к минимуму растущей популярностью классицизма, представителем которого были Никола Пуссен и его последователи. Чувственность фламандского барокко, нашедшая выражение в полотнах Рубенса, соперничала с рациональностью и римским классицизмом картин Николы Пуссена.

Распространению маньеризма по всей Европе в большой степени способствовали Жак Белланж и Жак Калло. В первые десятилетия XVII века наиболее ярким представителем парижских живописцев был Клод Виньон, не относившийся к числу приверженцев маньеризма и черпавший вдохновение в полотнах Адама Эльсхаймера. Возвращение Симона Вуэ в Париж способствовало скорейшему росту популярности барокко. Вскоре Вуэ, сочетавший в своих работах барокко с элементами классицизма, стал одним из наиболее известных парижских художников и декораторов. Даже возвращение Николы Пуссена не смогло поколебать его положение. Парижский период творчества Пуссена считается менее значимым в сравнении с римским периодом, тем не менее, большое количество заказов, поступавших от французских дворян, в конечном итоге способствовало зарождению традиций классицизма. Источником вдохновения другого известного живописца, Клода Лоррена, были романтические пейзажи поздних маньеристов.

После реорганизации Академии живописи и скульптуры, прошедшей в 1648 году, ее директором стал Шарль Лебрён, проявивший на этом посту блестящие организаторские способности. Формировавшийся в это время стиль представлял собой римское высокое барокко, лишенное театрального эффекта и приведенное в соответствие с классическими канонами французского искусства. Это компромиссное решение нашло отражение во фресках Лебрёна и Пьера Миньяра. Более полнокровное барокко Пьера Пюже практически не удостоилось официального признания, и его попытки получить крупные заказы в Версале завершились неудачно. Новой страницей в истории барокко в последние десятилетия XVII века стали работы Шарля де Лафосса и Антуана Куапеля (Antoine Coypel), в которых явственно прослеживается влияние Рубенса.

Архитектура эпохи Людовика XIII также развивалась под влиянием итальянских мастеров. Наиболее прославленный архитектор этого времени Саломон де Бросс создал проект Люксембургского дворца для Марии Медичи. Де Бросс положил начало традициям классицизма в архитектуре, продолжателем которых стал Жак Лемерсье, завершивший строительство дворца. Наиболее известной работой Лемерсье является капелла Святой Урсулы Сорбонской. Одним из самых ярких представителей французского барокко в архитектуре стал Франсуа Мансар. Как и многие его современники, Мансар привнес в барокко черты классицизма. К числу его наиболее известных работ, сохранившихся до наших дней, принадлежат церковь Валь-де-Грас и Замок Мезон-Лаффит. Мезон-Лаффит отражает характерное для этого периода превращение феодальных замков XVI столетия в загородные особняки и дворцы. Одним из главных принципов, положенных в основу этой трансформации, были четкая симметрия и упорядоченность. Произведения Мансара лишены пышных декоративных эффектов, характерных для зданий современного ему Рима. Итальянское влияние сведено к декоративным орнаментам.

Следующим этапом в становлении европейской дворцовой архитектуры стало включение садов, парков и аллей в состав дворцовых комплексов. Ранним примером этого процесса является усадьба-дворец Во-ле-Виконт (1656-1661 гг.). Мастерское применение ландшафтной архитектуры позволило преобразить окружающий усадьбу пейзаж, превратив его в мозаику панорамных видов. Эта тенденция получила дальнейшее развитие при строительстве Версальского дворца (1661-1690). Версальский дворец, самое грандиозное из всех жилых зданий, возведенных в XVII веке, немедленно стал образцом для зарубежных дворцовых архитекторов. Строительство дворца Во-ле-Виконт и Версальского дворца шло под руководством Луи Лево, Шарля Лебрёна и Андре Ленотра. Комплекс Версальского дворца был завершен под руководством придворного архитектора Жюля Ардуэн-Мансара, наиболее известной работой которого стал купол собора Дома инвалидов. Это произведение задало тон позднему французскому барокко.
Категория: История Франции | Добавил: Дина (26.08.2012)
Просмотров: 13221 | Теги: Франция, события, искусство XVIII века, история | Рейтинг
: 5.0/1
Похожие материалы
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
**Новые статьи**


Мы рады, если Вам понравились наши материалы. Пожалуйста, при копировании указывайте ссылку на наш сайт. Надеемся на понимание. Заранее спасибо.
Яндекс.Метрика Каталог webplus.info