Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход

Город Vision:фэнтези,мистика,готикаИскусство,история,юмор,проза,стихи

Категории раздела
Миры фентези [91]
Пейзажи миров фэнтези, сказочные миры,воины, драконы, замки, безумные маги и чародеи. Военная тактика гномов и эльфов, работы художников на тему фэнтези, картинки и анимация. Нежные ангелы, воинственные амазонки, русалки и необычные животные.
Готика и фентези. Картинки и фотографии [113]
Картинки и фотографии на тему готики и фентези. Загадочные девушки в чёрном. Готические розы и куклы. Забавные гномы и эльфы. Пейзажи фэнтези. Величественные драконы в анимации.
Рассказы о нечистой силе и волшебных существах [185]
Рассказы о нечистой силе и волшебных существах Мифы и правда о вампирах. Правда или вымысел? Морские чудища и магия Вуду, классификация демонов и оборотни. Иерархии ангелов. Откуда берутся зомби и характеристики мифических существ.
Мистические явления [277]
Необычные и странные явления природы. Рассказы очевидцев о привидениях, известные клады и артефакты. Мистические истории и необъяснимые факты.
Нелепые факты [280]
Взгляд художника на обычные вещи: оригинальные решения в архитектуре и интерьере, витражное искусство и необычная посуда, бумажные и стеклянные скульптуры,знаменитые ювелирные украшения и другие идеи для творческой личности
Мрачная готика [31]
Готические традиции Франции и Великобритании. Загадочные личности - Владислав Дракула и кровавая графиня Эржбет Батори. Легенды о вампирах, исторические предания и литературные образы. Смерть и пугающий фотоарт.
История Франции [79]
Формирование государства - от древних народов к современным французам: мифы и легенды кельтов и галльских племен,средневековое рыцарство и история королевских династий, Парижская коммуна и наполеоновские завоевания. Быт и особенности французской кухни, история виноделия во Франции.
Города Франции [126]
Легенды и тайны Парижа, достопримечательности провинций Шампань и Прованс. Жемчужины знаменитого Лазурного берега: карнавалы и пляжи Ниццы, фестивали в Каннах и Сен-Тропе, соборы и музеи Марселя и Тулона. Княжество Монако - одна из самых маленьких стран мира.
Дворцы и замки Франции [84]
История знаменитых замков с завораживающей архитектурой и мистической атмосферой: величественный Шамбор, грациозный Блуа, очаровательный королевский Фонтебло, суровый Иф и многие другие. История знаменитого Лувра, внутренее убранство музея и экспонаты. Легенды и мифы долины Лауры.
Короли и императоры Франции [64]
История королевских династий: Валуа, Бурбоны, Капетинги. Людовик XIV Великий- Король-Солнце. Филипп III Смелый. Людовик IX Святой.Королевы и их фавориты. Мария-Антуанетта и Мария Медичи. Династия Наполеонов. Тайны мушкетеров.
Легенды Франции [70]
Героические сказания Франции - Песнь о Роланде, Песнь о Сиде. Роман о Лисе. Романтическая история Тристана и Изольды. Пугающие легенды: Жеводанский зверь, Замок Дьявола и история барона Жиля де Рэ, или Синей Бороды. Народные сказки.
Музеи Франции [19]
Знаменитый Лувр - история коллекционирования, характеристика залов и наиболее известные экспонаты. Персональные музеи - творчество Пикассо и Сальвадора Дали. Площади Монмартра. Восковые фигуры музея Гревен и многое другое.
Храмы и соборы Франции [66]
Готическая традиция во Франции: Шартрский, Амьенский и Руанский соборы и Собор Парижской Богоматери. Пантеон, базилики и храмы, посвященные святым и мученикам. Православные соборы во Франции: Собор Александра Невского в Париже и Церковь Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца в Ментоне.
История Великобритании [83]
Великобритания от первых монархов до современности. Королевские династии: Стюарты, Тюдоры, Йорки. Английский абсолютизм, суд и казнь Карла I, революция и установление республики. Реставрация монархии. Правление Маргарет Тэтчер. Знаменитые войны и сражения: война Алой и Белой розы, битва при Гастингсе и Креси.
Исторические личности Великобритании [64]
Биография прославленных монархов: трагическая история Дианы Спенсер, справедливое правление Вильгельма Завоевателя, знаменитые походы Ричарда Львиное Сердце, судьба Елизаветы II. Экспедиция Джеймса Кука. Величайший политик Черчилль, выдающийся военачальник Кромвель и другие известные британцы.
Достопримечательности Великобритании [80]
Красивейшие места Великобритании. Старинные замки, сады и парки. Палата Лордов, Лондонский Сити,дворцы и соборы в готическом стиле. Музей мадам Тюссо. Пейзажи Темзы. Лондонский Тауэр.
Легенды и мифы Великобритании [104]
Легенды, мифы и сказки Великобритании. Мистическае истории о призраках и красавицах. Рассказы о колдунах и феях, таинственные истории. Эльфы и гномы.Сказания о Беовульфе и Робин Гуде.
Мифы и легенды народов мира [56]
Мифы, саги, былины и легенды народов мира. Русские святцы, мир Славян глазами художников. Мифы о сотворении мира, Кельтские сказания.
История и культура Японии [123]
История Японии с древнейших времен до наших дней: загадочные археологические находки, история старинных династий, религиозные и мистические воззрения японцев, особенности письменности и литературы, легенды и страшные сказки. Национальное своеобразие: чайные церемонии, исторические факты о знаменитых самураях и гейшах, современный быт и традиции японской кухни.
Галерея фоторабот [391]
Фотографии на любой вкус. Фотопроекты Екатерины Рождественской. Пейзажи и натюрморты. Великолепное разнообразие цветов. Фотографии PIN-UP, моря, озёра и замки.
Художественная галерея [689]
Собрание картин русских и зарубежных художников. Старинные иконы и гравюры. Произведения старинных и современных авторов
Красивое оформление для сайтов и блогов [215]
Клипарты, линеечки, блинги, фоны для коллажей и рамочки. Всё для украшения Вашего сайта или блога. Замки и крепости в картинках. Картинки с комментариями. Скрап-наборы и уголки.
Курсовые работы и не только они... [30]
Уникальные курсовые работы по психологическому анализу произведений. Тайна месторождения Пушкина. Биография Дюма-отца. Русские пословицы на открытках и объяснение жестов. Правописание, древнесловянская буквица в иллюстрациях. Особенности психологизма в русской литературе.
Праздники,которые мы празднуем [51]
Исторические и современные, религиозные и мистические праздники народов мира. Их происхождение, история празднования и традиции разных народов. Идеи для Хэллоуина, новогодние и рождественские обряды, пасхальные обычаи и многое другое.
Самое удивительное в искусстве [10]
Удивительные и необычные произведения искусства. Уникальные коллекции изделий из стекла,ритуальные маски и эпатажные украшения в стиле стимпанк.
Мистика [12]
Авторские произведения на мистические темы. Байки из шкафа для монстров и вурдалаков. Секреты таинственного наследства и сны разума.
Фанфики по квестам [9]
Фанфики на темы игр и литературных произведений. Сцены из семейной жизни вампиров.
Юмор [10]
Юмористические произведения и рассказы. Романтика средневековья. Вольные интерпретации сказок Колобок на современный лад и литературные дракончики
Проза [17]
Рассказы о любви и дружбе. Сказки, рассказы, мечты и размышления.
Фентези [17]
Муки творчества и вдохновение любви в произведениях в стиле фэнтези. Рассказы о встречах с нечистой силой.
Миры кота Баяна [23]
Таинственные и мистические Миры кота Баяна. Философские размышления и пьесы.
*Новые статьи*
Главная » Статьи » Курсовые работы и не только они...

Особенности психологизма в русской литературе второй половины XIXвека (Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, Ф.М.Достоевский)

В XIX веке, особенно во второй его половине, начинается качественно новый этап в развитии психологизма, связанный с широким распространением реалистического метода. Реализм стремится к познанию объективной реальности в ее типических свойствах, в связи с этим на первый план в произведении выходит интерес к корням изображаемых явлений и попытка установления причинно-следственных связей между ними. Все это привело к усилению психологического изображения в произведении, к детализации, подробности и точности в фиксации психологических процессов и состояний. «Возникновение психологического реализма в процессе переосмысления эпохальных типов, генетически связанных с излюбленными героями романтической литературы, приводило к совмещению в центральных образах реалистических романов психологической характеристики с анализом идеологической системы, которая представала как важнейший элемент изображения человека».

Реализм изображает личность как индивидуальность, исходя не только из обстоятельств жизни, но и из отношений с людьми, психологических и моральных установок. В реалистических произведениях характер раскрывается со всех сторон, демонстрируется его реальная глубина и богатство.

В XIX веке усиливается ряд тенденций, которые благотворно повлияли на развитие психологизма. Повышается ценность человеческой личности и возрастает мера ее идейной и нравственной ответственности; из-за расширения числа отношений, в которые вступает человек, усложняется сам исторически складывающийся тип личности. В силу развития и усложнения мышления расширяется кругозор отдельного человека и обогащается духовная культура человечества в целом. Все эти процессы стимулируют развитие психологизма.

В русской классической литературе второй половины XIX века психологизм достигает вершины. Небывалый расцвет психологизма связан, прежде всего, с резким возрастанием интереса к идейно-нравственной проблематике, с ее остротой и напряженностью. Именно русская литература XIX века с особой остротой ставила проблемы идейно-нравственной сущности человека, моральной ответственности личности. Герои русской литературы, по мнению А.Б.Есина, «в своих философско-этических поисках руководствуются высокими идеалами добра и справедливости, гармонии личного и общего. Они ищут не удобную позицию в мире, а высшую, безусловную нравственную правду, не допускающую компромиссов». Это первая причина усиления психологического начала в произведениях. Но психологизм оказывается незаменимой формой изображения действительности и в обратной ситуации: забвение нравственных идеалов ведет к деградации личности. Нравственный крах, распад личности передается через глубокое воспроизведение чувств и переживаний героев. Есин делает вывод о том, что психологизм – «форма гуманизма, форма утверждения высоких идейных и нравственных норм».

В русской классической литературе второй половины XIX века наиболее ярко психологизм проявляется в творчестве Л.Н.Толстого, А.П.Чехова и Ф.М.Достоевского. В восприятии каждого из писателей психологизм принимает разные формы и приобретает новые черты.

Л.Н.Толстой придавал особое значение нравственному самосовершенствованию, поэтому идейно-нравственные поиски героев становились стержнем проблематики всего произведения. Его герои – это характеры развивающиеся, меняющиеся под влиянием впечатлений и переживаний. Л.Толстой использует психологические приемы для того, чтобы эволюция характера выглядела максимально убедительной. Писатель никогда не изображает внутренний мир героя просто так: в любом душевном движении и переживании ему важен нравственный смысл. Особенности подхода Л.Толстого к человеку обусловили принципы психологизма в его романах.

Наиболее важным приемом психологизма Л.Н.Толстого является диалектика души. Термин принадлежит Чернышевскому, который так описывает этот прием: «Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других, как чувство, непосредственно вытекающее из данного положения или впечатления, подчиняясь влиянию воспоминаний и силе сочетаний, представляемых воображением, переходит в другие чувства, снова возвращается к прежней исходной точке и опять и опять странствует, изменяясь по всей цепи воспоминаний; как мысль, рожденная первым ощущением, ведет к другим мыслям, увлекается все дальше и дальше, сливает грезы с действительными ощущениями, мечты о будущем с рефлексией о настоящем». Диалектика души позволила наглядно и художественно убедительно проследить во всех подробностях процесс нравственного самосовершенствования человека, показывала найденную им истину как результат внутренней работы. Диалектика души требовала максимально полного и подробного воспроизведения всех нюансов внутренней жизни человека, для чего Л.Толстой прибегает к такой разновидности повествовательно-композиционной формы, как поток сознания. Этот прием представляет собой внутренний монолог, доведенный до своего логического предела, и создает иллюзию абсолютно хаотичного, неупорядоченного движения мыслей и переживаний. Такая пестрота внутренней жизни человека, ее хаотичность и неупорядоченность требовали определенной художественной обработки, иначе внутренний мир героев мог оказаться непонятным для читателя. Для упорядочения мыслей и состояний героя писатель применяет принцип аналитического объяснения внутренних процессов и состояний. Все сложные психологические состояния писатель раскладывает на составляющие, но при этом сохраняет у читателя ощущение слитности, одновременности этих компонентов явления. Как психологический прием нужно отметить и стремление к максимальной словесной точности, придирчивость в отборе языковых средств и подборе синонимов.

Еще одной особенностью Л.Толстого как писателя-психолога является своеобразное осмысление внешней детали: внешняя, порой даже случайная деталь в ключевых моментах становится элементом внутреннего мира героя. Такая «деталь-впечатление» становится последней точкой, делающей ясной для самого героя его психологическое состояние (например, «высокое, бесконечное небо» над Аустерлицем для князя Андрея).

В произведениях Л.Толстого примечательна организация художественного времени при психологическом анализе. Для писателя характерно расхождение между тем временем, в котором реально происходит переживание, и временем рассказа о нем. Длительность рассказа о состоянии не зависит от длительности самого переживания. Подобная организация художественного времени позволяет донести до читателя все богатство внутреннего мира героев, подробно объяснить психологические процессы и состояния.

Новаторство Чехова в области психологизма во многом обусловлено его обращением к особому герою, и своеобразным подходом к этому герою. В отличие от Л.Н.Толстого Чехов сосредотачивается на внутреннем мире обыкновенных людей, а не исключительных личностей. Он анализирует так называемое «обыденное сознание», то есть сознание такого человека, который погружен в поток повседневной материальной жизни. Главное внимание писателя в изображении внутреннего мира сосредоточено на воссоздании смутных, не всегда осознанных движений, отдельных настроений и впечатлений. Важными становятся не столько психологические составляющие, сколько общий эмоциональный тон, который их пронизывает. Обычно это ощущение тоски, страха, беспокойства, неудовлетворенности. Воссоздание внутреннего мира такого героя потребовало особых приемов психологического изображения. Есин называет главной чертой чеховского психологизма «скрытый, косвенный психологизм подтекста». В рассказах и повестях Чехова внимание не акцентируется на внутренней жизни персонажа, у него нет описаний психологических состояний, занимающих страницу или более. О состоянии героя сообщается наряду с внешними деталями, а часто упоминается мимоходом. Писатель не ставит своей задачей детальное воспроизведение психологического состояния героя, он лишь формирует ведущий эмоциональный фон, причем нередко для этого комбинирует разные формы психологического изображения. Это может быть внутренний монолог, авторское психологическое сообщение, деталь-впечатление, умолчание.
Еще одна важная черта чеховского психологизма: он не детализирует внутренний мир героев, не стремится последовательно описать каждое психологическое состояние. Писатель пытается найти и художественно воссоздать основу, доминанту внутренней жизни героя, передать ведущий психологический настрой персонажа. При создании глубины и тонкости психологического изображения Чехов активно обращается к читательскому сопереживанию, сотворчеству. Скрытности и неакцентированности чеховского психологизма способствует прием психологического умолчания. Читатель при этом – такой же творец. Чехов подключает ассоциации, воспоминания, впечатления, - всё то, что поможет читателю создать психологический образ. «Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам», - писал Чехов.

Эффект сопереживания в прозе Чехова создается за счет использования несобственно-прямой внутренней речи, во многом заменившей традиционную форму внутреннего монолога героя, и деталей-намеков, которые помогают читателю домыслить недостающее в соответствии с замыслом автора.
Особого внимания заслуживает нетрадиционное использование Чеховым художественной детали в психологическом пейзаже. Психологическое состояние персонажа не прямо воссоздается, а приписывается нейтральным картинам природы. «Над садом светил полумесяц, и на земле из высокой травы, слабо освещенной этим полумесяцем, тянулись сонные тюльпаны и ирисы, точно прося, чтобы и с ними объяснились в любви», - именно так передано счастливое состояние влюбленных в рассказе «Учитель словесности».

Третьим писателем, в чьем творчестве психологизм достиг небывалых высот, является Ф.М.Достоевский. Особенности его психологического восприятия мы рассмотрим в следующей статье.

Выводы: Небывалый расцвет психологизма во второй половине XIX века связан с резким возрастанием интереса к идейно-нравственной проблематике. Наиболее ярко психологизм проявляется в творчестве Л.Н.Толстого, А.П.Чехова и Ф.М.Достоевского. Заслугой Л.Н.Толстого было то, что он последовательно распространил психологический анализ на динамику душевной жизни, художественно освоил диалектику души. Новаторство Чехова-психолога заключается в его внимании к обыденному сознанию, в осмыслении роли художественной детали. Особого мастерства Чехов достиг в использовании приема умолчания, при этом картина душевного состояния персонажа легко возникает в сознании читателя.
Категория: Курсовые работы и не только они... | Добавил: Эллен (13.05.2013)
Просмотров: 9188 | Теги: Литературоведение, Русская литература, психологизм, 19 век | Рейтинг
: 5.0/1
Похожие материалы
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
**Новые статьи**


Мы рады, если Вам понравились наши материалы. Пожалуйста, при копировании указывайте ссылку на наш сайт. Надеемся на понимание. Заранее спасибо.
Яндекс.Метрика Каталог webplus.info