Пейзажи миров фэнтези, сказочные миры,воины, драконы, замки, безумные маги и чародеи. Военная тактика гномов и эльфов, работы художников на тему фэнтези, картинки и анимация. Нежные ангелы, воинственные амазонки, русалки и необычные животные.
Картинки и фотографии на тему готики и фентези. Загадочные девушки в чёрном. Готические розы и куклы. Забавные гномы и эльфы. Пейзажи фэнтези. Величественные драконы в анимации.
Рассказы о нечистой силе и волшебных существах Мифы и правда о вампирах. Правда или вымысел? Морские чудища и магия Вуду, классификация демонов и оборотни. Иерархии ангелов. Откуда берутся зомби и характеристики мифических существ.
Взгляд художника на обычные вещи: оригинальные решения в архитектуре и интерьере, витражное искусство и необычная посуда, бумажные и стеклянные скульптуры,знаменитые ювелирные украшения и другие идеи для творческой личности
Готические традиции Франции и Великобритании. Загадочные личности - Владислав Дракула и кровавая графиня Эржбет Батори. Легенды о вампирах, исторические предания и литературные образы. Смерть и пугающий фотоарт.
Формирование государства - от древних народов к современным французам: мифы и легенды кельтов и галльских племен,средневековое рыцарство и история королевских династий, Парижская коммуна и наполеоновские завоевания. Быт и особенности французской кухни, история виноделия во Франции.
Легенды и тайны Парижа, достопримечательности провинций Шампань и Прованс. Жемчужины знаменитого Лазурного берега: карнавалы и пляжи Ниццы, фестивали в Каннах и Сен-Тропе, соборы и музеи Марселя и Тулона. Княжество Монако - одна из самых маленьких стран мира.
История знаменитых замков с завораживающей архитектурой и мистической атмосферой: величественный Шамбор, грациозный Блуа, очаровательный королевский Фонтебло, суровый Иф и многие другие. История знаменитого Лувра, внутренее убранство музея и экспонаты. Легенды и мифы долины Лауры.
История королевских династий: Валуа, Бурбоны, Капетинги. Людовик XIV Великий- Король-Солнце. Филипп III Смелый. Людовик IX Святой.Королевы и их фавориты. Мария-Антуанетта и Мария Медичи. Династия Наполеонов. Тайны мушкетеров.
Героические сказания Франции - Песнь о Роланде, Песнь о Сиде. Роман о Лисе. Романтическая история Тристана и Изольды. Пугающие легенды: Жеводанский зверь, Замок Дьявола и история барона Жиля де Рэ, или Синей Бороды. Народные сказки.
Знаменитый Лувр - история коллекционирования, характеристика залов и наиболее известные экспонаты. Персональные музеи - творчество Пикассо и Сальвадора Дали. Площади Монмартра. Восковые фигуры музея Гревен и многое другое.
Готическая традиция во Франции: Шартрский, Амьенский и Руанский соборы и Собор Парижской Богоматери. Пантеон, базилики и храмы, посвященные святым и мученикам. Православные соборы во Франции: Собор Александра Невского в Париже и Церковь Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца в Ментоне.
Великобритания от первых монархов до современности. Королевские династии: Стюарты, Тюдоры, Йорки. Английский абсолютизм, суд и казнь Карла I, революция и установление республики. Реставрация монархии. Правление Маргарет Тэтчер. Знаменитые войны и сражения: война Алой и Белой розы, битва при Гастингсе и Креси.
Биография прославленных монархов: трагическая история Дианы Спенсер, справедливое правление Вильгельма Завоевателя, знаменитые походы Ричарда Львиное Сердце, судьба Елизаветы II. Экспедиция Джеймса Кука. Величайший политик Черчилль, выдающийся военачальник Кромвель и другие известные британцы.
Красивейшие места Великобритании. Старинные замки, сады и парки. Палата Лордов, Лондонский Сити,дворцы и соборы в готическом стиле. Музей мадам Тюссо. Пейзажи Темзы. Лондонский Тауэр.
Легенды, мифы и сказки Великобритании. Мистическае истории о призраках и красавицах. Рассказы о колдунах и феях, таинственные истории. Эльфы и гномы.Сказания о Беовульфе и Робин Гуде.
История Японии с древнейших времен до наших дней: загадочные археологические находки, история старинных династий, религиозные и мистические воззрения японцев, особенности письменности и литературы, легенды и страшные сказки. Национальное своеобразие: чайные церемонии, исторические факты о знаменитых самураях и гейшах, современный быт и традиции японской кухни.
Фотографии на любой вкус. Фотопроекты Екатерины Рождественской. Пейзажи и натюрморты. Великолепное разнообразие цветов. Фотографии PIN-UP, моря, озёра и замки.
Клипарты, линеечки, блинги, фоны для коллажей и рамочки. Всё для украшения Вашего сайта или блога. Замки и крепости в картинках. Картинки с комментариями. Скрап-наборы и уголки.
Уникальные курсовые работы по психологическому анализу произведений. Тайна месторождения Пушкина. Биография Дюма-отца. Русские пословицы на открытках и объяснение жестов. Правописание, древнесловянская буквица в иллюстрациях. Особенности психологизма в русской литературе.
Исторические и современные, религиозные и мистические праздники народов мира. Их происхождение, история празднования и традиции разных народов. Идеи для Хэллоуина, новогодние и рождественские обряды, пасхальные обычаи и многое другое.
Итак, начнем. Данная статья полностью посвящена гномам. Немного о них самих: широкоплечие приземистые бородачи с пивными кружками в мозолистых руках — дворфы, гномы или краснолюды, одна из самых распространенных и узнаваемых рас в фэнтези. Хотя по некоторым источникам дворфов и гномов относят к разным расам. Невзирая на относительно небольшой рост, эти упрямые карлики заслужили репутацию едва ли не самых грозных воинов Средиземья. И неудивительно, если принять во внимание, что из всех сказочных народов лишь они одни умеют ходить в ногу. В узких подземных коридорах, где нет никакой возможности для маневра и бой неизбежно принимает характер фронтального столкновения, коротконогие, но сильные и хорошо «бронированные» гномы, несомненно, идеальные бойцы. А это означает, что сражаться им, скорее всего, придется на поверхности — разве что враг будет настолько глуп, что сам захочет оказаться в заранее проигрышном положении. Тяжелая пехота — сильный род войск. Не так-то просто отыскать в истории аналогию войску, состоящему из одной лишь тяжелой пехоты, но легковооруженных дворфов не бывает. Гном, конечно, не обязан надевать доспехи, но какой ему смысл жертвовать защищенностью? Все равно тягаться с противником в подвижности он не может. Исходя из этих соображений, авторы практически единодушно строят дворфов в «хирд» — квадратное или трапециевидное каре, подобное «свиной голове» франков. Первое упоминание о хирде мы встречаем в балладе «Битва при Баразинбаре», датируемой примерно 500-м годом Второй Эпохи. Однако не следует полагать, что зарождение хирда произошло лишь тогда. Несомненно, что оно произошло задолго до этого, возможно за сотни лет, но никак не ранее того периода, когда данное построение широко использовали северные кланы варваров – людей. Возможно, от них то гномы и переняли эту манеру ведения боя. Впрочем, она могла появиться и развиваться параллельно как у тех, так и у других. Анализ источников показывает, что гномы с горы Долмед не использовали хирд, равно как и наиболее часто упоминающееся в летописях колено Дьюрина. С другой стороны, колено Торбура и колено Вия имеют фрески, датируемые первыми двумя столетиями Второй Эпохи, неоспоримо свидетельствующие о существовании подобия такового в древности.
Состав и структура хирда.
Хирд комплектуется из зрелых, достигших 60-летнего возраста гномов по имущественному цензу. Во главе хирда, как правило, стоит самый знатный и богатый гном либо его старший сын. Хирд подлежит условному делению на одну центральную и две боковые части, которыми командуют маршалы. Хирд образует правильный квадрат с одинаковым количеством колон и шеренг. Численность такого построения у разных племен и даже кланов различна, но в среднем колеблется около 3500-4500 бойцов. Все грани хирда равнозначны и могут взаимозаменять друг друга (левый фланг при команде «налево» становится фронтом). Однако, как правило, такой прием не используется.
Различают следующие линии хирда: 1-я линия – гномы с большими строевыми щитами и топорами за спиной, выполняющие, прежде всего, функции щитоносцев. Гномы фронта несут щит перед собой, тогда как воины правого и левого флангов несут его соответственно на правой или левой руке, а воины тылового прикрытия закидывают щит себе за спину. В случае увязания хирда в строю противника и завязывании со стороны последнего рукопашной схватки, гномы первой линии задействуют топоры, забросив щиты за спину, либо меняются с топорщиками хирда. 2-я линия – гномы вооруженные копьями средней величины (2 м.). При команде «первое кольцо», они просовывают копья в щели между щитами воинов 1-й линии на уровне пояса. Таким образом, хирд охватывается т.н. первым кольцом копий. Некоторые из гномов этой линии несут топоры и могут меняться с гномами 1-й линии в качестве топорщиков. 3-я линия – воины вооруженные длинными копьями (2,5-3,5 м.). Они держат их на уровне плеч и также просовывают их в щели между щитами 1-й линии, охватывая хирд вторым кольцом. Это действие осуществляется по команде «второе кольцо». В результате такого охвата, хирд получается окруженным двумя кольцами копейных наверший, определенно представляющих грозную силу. 4-я линия – гномы вооруженные арбалетами. Как правило, они бьют из-под прикрытия первых 3-х линий хирда через головы товарищей. Арбалетчиками становятся наиболее рослые гномы. Многие арбалетчики являются неплохими топорщиками и сменяют первые две линии в случае их прорыва. Особенно эффективно действие этой линии против вражеской кавалерии. За 4-й линией хирда следуют линии т.н. оперативного резерва, которые представляют собой гномов вооруженных типичным оружием, которые в ходе боя заменяют уставших, раненных или убитых бойцов первых 3-х линий. Несмотря на то, что гномы 1-й линии не меняются, они в случае смерти или ранения оттаскиваются в глубь хирда, а их место занимают воины 2-й линии, вместо которых встают, в свою очередь, воины 3-й. Это делается с целью недопущения возможности использования врагом времени, пока на смену щитоносцу подоспеет гном из 5-й или 6-й линии. В то же время, копейщики 2-й и 3-й линий меняются уже с воинами оперативного резерва, хотя бы, например, воина 2-й мог бы заменить и воин 3-й. Сменившийся воин отступает вглубь хирда, в самую последнюю линию оперативного резерва и ждет своей очереди. Арбалетчики обычно не меняются, так как этот род войск еще не распространен широко у гномов и хороших стрелков пока мало. За линиями оперативного резерва находится несколько линий резерва, в котором идут молодые, наименее проверенные гномы, а также наиболее опытные ветераны, которые в случае крайней необходимости могут, пройдя через строй линий оперативного резерва, атаковать противника, как в качестве копейщиков, так и топорщиков. В самом центре хирда находится пустое квадратичное пространство, где находятся хоругви колена и клана, и куда приносят раненых. Здесь же находится Главный Стратег и, иногда, Первый Маршал хирда. Внутри хирда деление на мелкие группы отсутствует, но при маневре «Рога» правый и левый фланг построения выдвигаются вперед и вбок, окружая противника, тогда как центр наносит сокрушительный удар. Различают следующие варианты передвижения хирда: 1) Шагом – наиболее распространенный и универсальный способ. Он, кроме того, призван устрашить противника видом медленно приближающейся стены щитов. 2) Маршем (быстрым шагом) – используется в случае необходимости дезориентации противника относительно скорости движения. Как правило, чередуется с шагом и полубегом. 3) Полубегом – используется для стремительной атаки, когда судьба сражения может решиться одним молниеносным ударом. Используется также, чтобы вклинится в ряды противника на высокой скорости и прорваться как можно глубже за счет инерции. 4) Различают также способ «Бегом». Этот способ, как следует из летописей, в бою не использовался никогда, но, тем не менее, гномы отрабатывают его на учениях и теоретически способны передвигаться в хирде бегом не ломая строя и в боевой обстановке. Командование хирдом осуществляется Главным Стратегом и Первым Маршаллом совместно. Возможны варианты, когда хирдом командует только Главный Стратег, если же Главный Стратег убит в бою, его место занимает новый Главный Стратег и так далее. Приказ передается по цепочке, каждый гном, услышав приказ, повторяет его вслух. Главный Стратег обычно выдвигает инициативу приказа, а Первый Маршал одобряет или отвергает ее. Первый Маршал отдает приказ к атаке и преследованию, также советуясь с Главным Стратегом.
Различают следующие маневры хирда:
1) Поворот – самый простой маневр хирда. С его помощью хирд огибает естественные и искусственные препятствия, разворачивается, изменяет направление атаки, избегает лобового столкновения, идет на него, а также организованно преследует врага. Ему соответствует приказ «поворот, курс на…». Указание курса может осуществляться как в указании рельефа местности (курс на ближний бор) и воинские соединения противника (курс на левый фланг фаланги дунландцев), так и абстрактное ориентирование на Звезду Дьюрина, местоположение которой в различные интервалы времени известны каждому гному доподлинно. Гномы также интуитивно вычисляют угол между целью назначения и Звездой Дьюрина и используют это при маневрировании (Курс на 15° влево от Звезды Дьюрина). Благодаря этому, гномам не составляет труда в походном порядке разворачиваться на местности. Существуют также более простые команды, соответствующие человеческим «налево», «направо» и «кругом», а также ориентация строя по сторонам света: «Остри» (Восток), Вестри (Запад), Нордри (Север), Судри (Юг). Эти последние заключают в себе и магический смысл, т.к. являются обращением к гномам, которых Махал поставил держать соответствующие углы неба. Они выполняются не на ходу, а стоя на месте. Каждый боец просто поворачивается в необходимом направлении; копья, щиты, топоры и знамена при этом плотно прижимаются к телу, чтобы не задеть соседа. 2) Первое (второе кольцо) – по этой команде гномы 2-й (3-й) линии выставляют копья по периметру хирда. 3) Вал щитов – гномы первых трех линий создают из своих щитов подобие вала, прикрывающего сзадиидущих. Вал щитов обычно применяется лишь одним ребром, но возможны и исключения. Гномы 1-й линии чуть-чуть наклоняют верхние кромки своих щитов; гномы 2-й линии надставляют сверху свои щиты, так чтобы их нижняя кромка совпадала с верхней кромкой предыдущих; гномы 3-й линии поступают аналогично. Следует отметить, что щиты 2-й и 3-й линий лежат под довольно острым углом по отношению к земле, эти углы составляют соответственно 45° и 15°. Вал щитов используется при отражении дистанционной атаки. 4) Каменная черепаха – все хирдманы, кроме бойцов крайних линий, поднимают щиты над головой. Таким образом, они оказываются со всех сторон прикрытыми как от дистанционной, так и от непосредственной атаки. Недостатком «Каменной черепахи» является плохая видимость и невозможность использования арбалетов. Наиболее рациональным ее использованием можно считать подход под обстрелом к вражескому формированию на минимальное расстояние, быстрое перестроение и атака. 5) Рога – суть этого приема состоит в том, что центр хирда связывает неприятеля боем, тогда как фланги производят охват, таким образом, враг оказывается взятым в «рога». Учитывая стремительность происходящего, такой прием позволяет эффективно разбивать меньшие или равные хирду по численности формирования. Естественно, что фланги не имеют возможности атаковать противника единовременно на всем своем протяжении – поэтому им рекомендуется использовать топоры и копья поочередно. 6) Клин – используется против превосходящих и сильно превосходящих сил противника. Это наиболее сложное перестроение из всех маневров хирда. Оно состоит в том, что часть гномов с флангов первых линий переходит в задние линии и становится на их флангах. Таким образом, хирд приобретает форму трапеции, у которой одно основание значительно меньше другого (меньшее основание колеблется от 1/3 большого основания до 2-х бойцов). При нападении на вражеский строй, хирдманы 1-й линии, стоящие в центре (обычно назначаются несколько бойцов, ответственных за прорыв) со всего хода налетают на врага, прикрываясь большими щитами и, действуя опять же щитами, внести разлом в его ряды. Сзадиидущие активно помогают им копьями. Ввиду того, что для проникновения в ряды врага необходима инерция, клин всегда передвигается полубегом. Существуют две основные тактики ведения боя в хирде: так называемый «Железный (Стальной) кулак» и «Каменная стена». Как следует из названия, «Железный кулак» представляет собой наступательную тактику, а «Каменная стена» - оборонительную.
Приемы боя хирдманов
Бой в хирде ведется тремя основными видами оружия: -Копье (в ряде случаев алебарда) -Топор (секира, молот, чекан) -Арбалет (очень редко - лук) Можно выделить также: -Щит -Шлем Они не являются собственно оружием, но могут быть эффективно использованы в качестве такового. Согласно данной классификации различают, соответственно, приемы боя каждым из этих видов оружия. Приемы боя копьем. Копьем вооружаются воины 2-3 линий. Воины 2-й линии держат копья на уровне пояса, а воины 3-ей – на уровне плеч. Воины 4-й линии могут помогать впереди стоящим держать их копья, длина которых составляет 3 м. Гномы 2-й линии наносят скользящий удар в область паха, живота или груди, тогда как гномы 3-й наносят скользящий удар в область груди или головы, либо рубящий удар в область головы. Тип удара зависит от хвата, которым боец держит свое копье. Кроме того, иногда копейщики выступают просто как «подпорка» для удержания копий в должном положении во время лобовой атаки или защиты от таковой.
Приемы боя топором.
Боевым топором вооружены все гномы хирда без исключения (в качестве варианта выступают секира или лабрис, боевой молот, чекан). Приемами боевого фехтования на топорах гномы владеют первоклассно, но применение данных приемов в их первозданном виде при построении хирдом невозможно в силу особенностей его структуры. Поэтому была разработана иная система боя, специально предназначенная для этого строя. Допускаются удары только в 2-х плоскостях – строго сверху - вниз (снизу вверх), либо строго взад-вперед (вперед-назад). Топоры и секиры естественно достаточно заметно различаются по боевым качествам, но принципы боя у них примерно одинаковы: 1) Классический удар хирда - сверху - вниз, обычно сопровождается кличем «Барук Хазад!» - по голове или плечам противника. Удар сверху - вниз наносится от плеча (правого/левого) либо от головы (заносится строго над головой). Ввиду необходимости размаха, расстояние между воинами шеренги должно быть никак не менее 0,5 м. 2) Обратный удар - снизу вверх – обухом топора (секиры), 2-м лезвием лабриса, шипом на месте обуха – в живот или пах противника. 3) Прямой удар – навершием топора (секиры) либо рогом (шипом) на его месте – в грудь, живот или голову противника. 4) Удар топорищем, расположенным параллельно земле в шею или лицо противника, возможен также удар в грудь, наносимый с целью потери противником равновесия. 5) Удар основанием рукояти топора (секиры) либо шипом, расположенным на этом месте по ступне противника.
Приемы боя арбалетом.
В хирде использование арбалета имеет некоторые особенности, заключающиеся в специальном взятии прицела, расчете упреждения, а также характерной кучности стрельбы. Перед арбалетчиками не ставится задача поразить противника насмерть – достаточно просто нанести ему увечье, ранить, а остальное берут в свои руки топорщики и копейщики хирда. Под арбалетными болтами строй врага должен нарушится, прийти в замешательство. Из всего вышесказанного вытекает правило: хирд должен осуществлять дистантные атаки настильно, массированно и с минимальной дистанции, т.е. перед непосредственным столкновением.
Приемы боя щитом.
В некоторых случаях хирдманы используют щиты в качестве орудия для нападения. В хирде удары щитом бывают 3-х видов: 1) Сверху – вниз. Направление удара приходится на ноги противника, его ступни, голени. Для этих целей нижняя кромка щита иногда оковывается железом. Различают особую форму щитов приспособленных для таких ударов. 2) Снизу-вверх. Направление удара на шею противника, его горло, нижнюю челюсть. Таким ударом можно убить неопытного соперника. Так как некоторые шлемы имеют кольчужную сетку, бармицу,прикрепленную к шлему снизу и закрывающую, таким образом, горло, щиты могут оковываться и по верхней кромке, увеличивая пробивную способность. 3) От себя. Наносится в грудь. Щиты могут иметь шип, расположенный, как правило, в их центре. Однако данный удар щитом является опасным для бойца, так как при его использовании происходит обнажение незащищенного корпуса воина и, как следствие, появляется возможность нанесения ранения или повреждения со стороны противника.
Приемы боя шлемом.
Шлем в качестве оружия используется лишь в самых крайних случаях. Рекомендуется использовать его в данном качестве лишь при прорыве линий хирда, когда теснота не позволяет использовать топоры и копья, либо они недоступны. Данный прием можно также отнести и к тактике рассыпного строя и к военным хитростям. Существуют два способа удара шлемом: 1) Бросок – обычно в стрелка противника. 2) Удар – как навершием шлема, так и заостренными кромками различных его плоскостей. В ряде случаев возможен смертельный результат.
Но не всегда хирд можно использовать в бою.Там, где требуется проворство, гномы едва ли могут рассчитывать на успех. Их несгибаемые (ввиду отсутствия талии) воины явно могут противодействовать прорыву с большим успехом, чем охвату. Значит, строй должен быть минимальным по глубине и максимальным по протяженности. Оптимальным решением, таким образом, будет старая добрая фаланга, растянутые фланги которой врагу так скоро не обойти. В пользу фаланги говорят многие соображения. Например, то, что в узких горных долинах, где, скорее всего, и развернутся боевые действия, щитами не так уж сложно перекрыть всю проходимую местность. Даже если естественной преградой будет прикрыт лишь один фланг — уже неплохо. Фаланга — длинное и гибкое образование. Поражение на одном из флангов обычно не препятствует успешному наступлению на другом.
Вооружение.
Гуманоид есть гуманоид, и защитное снаряжение гнома едва ли будет существенно отличаться от человеческого. Тем не менее особенности сложения потребуют внесения некоторых корректив. Например, прямоугольный или овальный гоплитский щит выйдет, соответственно, квадратным или круглым. Панцирь же придется модифицировать с учетом того, что бить карлика будут преимущественно сверху. Максимальная надежность потребуется от шлема, наплечников и нагрудной пластины. Для защиты же нижней части тела хватит и длинной — до колен — кольчуги. Громоздкий щит и короткий меч мало подходят для индивидуального боя на открытом пространстве. Здесь потребуется оружие, с одной стороны компенсирующее своей длиной недостаток роста, а с другой стороны, позволяющее реализовать присущие гномам преимущества в силе и устойчивости. В качестве такового могут выступать глефы, бердыши, вужи (обоюдоострые секиры на древке), «люцернские молоты» и прочие представители семейства алебард. Что, кстати, позволит примирить традицию, предписывающую гномам вооружаться топорами, с соображениями военной целесообразности. Есть здесь и простор для фантазии. Разнообразие алебард огромно, кроме того, гномы способны ковать невесомые лезвия из дамаска, но ничто не мешает им использовать и нарочито тяжелые секиры, изготовленные путем сварки. Не столь острые, зато гарантированно повергающие противника наземь. Особенности боя в подземельях, где дальность стрельбы лишь в редчайших случаях превысит 25 метров, неизбежно наложат отпечаток на выбор стрелкового оружия. Праща и длинный лук в таких условиях неприемлемы, поскольку перед выстрелом лучнику потребуется полностью выйти из укрытия и натянуть тетиву. За это время противник успеет выстрелить первым, либо скроется. Дротики же, а также всякого рода «метательное железо», хороши лишь метров на 10-15. При бросках на предельную дистанцию по навесной траектории снаряды будут задевать низкие своды пещеры. Перестрелка в коридорах требует от оружия хорошей настильности, и в этом плане наилучшие результаты даст арбалет. Тем более что его можно заряжать в укрытии, а затем, высунувшись, мгновенно выпустить болт. В схватках на поверхности миссия стрелков будет наиболее ответственной. Дело в том, что недостаток «физической» маневренности арбалетчик способен восполнить, «маневрируя огнем». Если на пути фаланги встретится препятствие, какие-то ее подразделения вынуждены будут перестроиться по более узкому фронту либо направиться в обход. В строю возникнет разрыв, и прежде чем ряды успеют сомкнуться, противник может туда вклиниться. Прикрытие подобных «окон» (как и проникновение в них) традиционно возлагалось на быстроногую легкую пехоту, а у гномов ее нет. Но арбалетчикам, наступающим во второй линии на некотором удалении от пехоты, и не нужно бежать к месту прорыва. Дальнобойность оружия позволит всем стрелкам, находящимся на 150 метров по обе стороны, взять «окно» под перекрестный огонь. Если же, кроме железа, в гномьих шахтах найдется еще и свинец, то есть резон «удивить» противника, накрыв его с запредельной по меркам средних веков дистанции градом пращных ядер. Еще большее значение стрелковое оружие будет иметь для дворфов в борьбе с противником, заведомо превосходящим его физически. В ближнем бою с троллем, огром или другим могучим монстром важна не сила, а увертливость, и, стало быть, дворфу следует такого боя избегать. Бойцам подгорного племени разумнее полагаться на мощное метательное оружие, для других рас весьма дорогое и слишком тяжелое. Это могут быть арбалеты со стальной дугой и воротом, раскручиваемые на цепях гири, а также гарпуны весом несколько килограммов.
Некоторые обычаи гномов и их боевые кличи.
Самым известным является традиция бросаться в бой с кличем: "Барук Казад! Казад Ай-мену!!". Боевой клич гномов - это и угроза, и предупреждение противнику, и средство вселить в себя уверенность и храбрость, призыв к национальной гордости: "Гномы идут на вас!" Другим распространенным обычаем гномов было личное участие вождя в сражении. Начиная с Азагала и кончая Даином вожди гномов машут топорами и гибнут на полях сражений как простые воины, что в, принципе, характерно для военачальников большинства народов Арды. Причем авторитет вождя был настолько высок, что при его гибели гномы прекращали боевые действия - отпинав Глаурунга, например, бросили сражение и принялись выносить павшего царя. Имели место среди гномов и поединки-дуэли. Гимли явно имел привычку хвататься за топор, посчитавши себя оскорбленным. Видимо, существовал вытекающий отсюда обычай единоборства перед (в ходе) сражения (поединок Наина и Азога). Непонятно, как оценивать подсчитывание Гимли количества убитых им в бою у Хельмовой Крепи. То ли это происходило от кровожадности достойного гнома, то ли от его желания похвалиться (посрамить Леголаса), то ли это обычай его народа, как, скажем, скальпирование у индейцев - от количества убитых зависело положение гнома в обществе, своеобразный рейтинг. Проблема бороды Одной из несомненных находок Ника Перумова стали упоминаемые в романе «Алмазный меч, деревянный меч» глухие шлемы мельинских дворфов. В свое время спартанские гоплиты, единственные среди греков, носили именно глухие — «дорические» — шлемы. Тесня противника щитом, фалангист входил с ним в столь тесный контакт, что легко мог быть ухвачен за бороду. Лишь приверженные обычаям варваров-дорийцев спартанцы рискнули сохранить растительность на лице. Но в бою это украшение мужчины аккуратно убиралось под шлем. Более «дворфским», впрочем, кажется метод древних германцев. Если бороду заплести в две косы, а затем связать их узлом на затылке, она не только не будет вводить врага в соблазн, но и поможет защищать голову и шею.
Боевые кличи. Известны следующие боевые кличи гномов: 1) «Хазад (Khazad) ай мену» – «Гномы [идут] на вас»; 2) «Барук Хазад» – «Топоры гномов»; 3) «Тарг Дьюринул» – «Борода Дьюрина» Кроме того, в качестве клича используются: 4) Имя Махала – Творца; 5) Названия городов и производные от них – «Мория», «Эребор», «Барук Эребор»; 6) Имена предводителей – «Даин! Даин!» 7) Названия Родов и производные от них – «Зигин Тарег ай мену!» Клич преследует две цели: Поднять моральный дух в войсках; Деморализовать врага.