Победителем конкурса на здание новой Парижской оперы, которое заказал император Наполеон III, стал малоизвестный тогда архитектор Шарль Гарнье. Проект в стиле эпохи Второй Империи с веяниями римской архитектуры занял пятое место из 171 принимавших участие проектов, в результате чего получил шанс участвовать во втором туре. Гарнье выиграл второй тур, и в мае 1861 года, в возрасте 35 лет, архитектор приступил к возведению новой Парижской оперы.
Денег Гарнье отвалили целую кучу, поэтому отделка здания была выполнена по самым высоким стандартам качества, с использованием самых дорогих материалов. Строили здание оперы долго — пятнадцать лет, с перерывами на войны и парижские игры в Коммуну. Завершение работ к 30 декабря 1874 года вылилось в общую сумму расходов 36 миллионов франков золотом. Получился грандиозный памятник эпохи эклектики в архитектуре в модном тогда стиле «бозар».
Здание Оперы (или как его теперь называют Оперы Гарнье — современная Опера теперь есть на площади Бастилии) — безусловная архитектурная доминанта этой площади, вокруг которой счастливо существуют дорогие отели и магазины, включая недавно открытый Apple Store.
В 2000 году фасад отреставрировали, покрыли золотом то, что им было покрыто когда-то, и теперь здание можно рассматривать бесконечно — сколько здесь всего наворочено. Архитектурные детали, лепнина, античные скульптуры, бюсты композиторов, растительный орнамент из камня — все это сливается в одну бесконечную мелодию, рожденную изощренным умом французского архитектора.
Ступени перед фасадом — одно из любимых мест отдыха горожан и туристов. Здесь всегда намусорено, но это совершенно не мешает прохожим греться на солнышке.
Так выглядит площадь перед зданием Оперы с балкона второго этажа.
Опера Гарнье завершает собой Оперный проспект (avenue de l’Opéra). Начинается же проспект зданием Лувра.
Зайдем же внутрь. Большое фойе для прогулок зрителей в антрактах. Роспись на потолке — кисти Поля Бодри. Аллегорическую композицию из трех плафонов и тридцати панно он писал в течение десяти лет (1864-1874).
Элементы архитектурной и декоративной отделки фойе.
Фойе с обратной стороны. Слева установлен бюст архитектора Гарнье работы скульптора Жана-Батиста Карпо.
Грандиозные люстры в фойе подчеркивают помпезность всего убранства зала.
Парадная лестница, ведущая в зрительный зал, салоны и фойе.
У стен — женские бюсты, над ними — аллегорические изображения различных исторических областей Европы в римской топонимике.
В зрительный зал можно заглянуть через одну из лож второго яруса. Зал рассчитан на 1900 зрителей.
Главная достопримечательность зрительного зала — потолок, расписанный в 1964 году великим Марком Шагалом.
Входная дверь в ложу.
Парадная лестница со стороны зрительного зала.
Парадная лестница объективом вверх.
Жаль, что я не взял с собой штатив, приходилось снимать на очень длинных выдержках и высоком ISO.
Фантастический по красоте и изяществу потолок одного из салонов.
Лестница на выход.
Пространство под центральным маршем парадной лестницы.
Боковой пролет лестницы, ведущей от входа.
Здание Оперы реставрируется — снаружи и внутри. Здесь трое молодых людей выбивали стамесками поврежденные элементы напольной мозаики.
Стены левого крыла укрыты защитным покрытием с расписанием сезона 2010-2011. Ближайший спектакль в эти дни — «Евгений Онегин».