Птица замерла. Крылья распахнуты. Одна когтистая лапа словно вцепилась в воображаемую жертву, другая застыла в воздухе – задавит малейшее сопротивление. Летучий хищник сделан из кедровой стружки, и, видимо, тепло материала сказалось на «характере». Кажется, орел не алчет наживы, а дразнит добычу, играется с ней…
Все изделия в коллекции мастера Сергея Бобкова добрые и будто живые. Его павильон в «Городе мастеров» на VI Международном фестивале этнической музыки «Саянское кольцо» в Шушенском стал самым памятным.
Над своей птицей Сергей Васильевич бился полгода. Сын Артем, впрочем, помогал. Каждый день, почти без выходных, по 10-12, а когда и 14 часов Сергей Бобков проводил в мастерской. Еще бы! Семь тысяч перьев из кедра выстрогать! А клюв и когти из десятков слоев стружки склеить! В клюве, например, 150 тончайших деревянных лепестков! Зато результат немногим от подлинника отличается.
Все животные – в натуральную величину. Вот соболь пушистый: поднялся на задних лапках, с любопытством озирается. Настолько «настоящий», что, кажется, в черных глазах страх притаился: не караулит ли кто за соседней сосной? Совушка вскинула крылья: секунда – и всполохнет ими, взлетит.
Перед тем как приступить к очередному зверю, Сергей Бобков по книгам изучает анатомию, повадки, в общем, все-все-все, что способно с будущим «детенышем» сроднить. Технологию, говорит мастер из Кожанов (это неподалеку от Красноярского Загорья), изобрел сам. Он, вообще-то, многое может: резьба по дереву, металлу, гипсу, плетение из лозы, изготовление мебели из кедра и ивы, работа с берестой… Больше десяти ремесел знает.
А тут – думал-думал, как летучий материал к творчеству приспособить, да и пришло в голову. Вроде бы, непослушная стружка – рассыпается, а глядите, что из-под умелых рук выходит.
Подушки кедровой стружкой набить легко, а вот изготовить из нее художественное изделие (Сергей Бобков настаивает именно на такой формулировке, слово «игрушка», он считает, не слишком подходит) – такого и впрямь раньше не было.
– Не интересно это – делать, что все умеют, – считает мастер. – Хочется чего-то необычного. А когда есть такой магнит в размышлениях, обязательно придумаешь, как идею воплотить.
За четыре года у Сергея Васильевича с Артемом немалая коллекция собралась. Орлы, совы – большие и крохотные, собольки, белки…
Сейчас в работе глухари. Хотят отец с сыном воссоздать волнующий эпизод: птицы на току, хорохорятся друг перед дружкой. Задача сложная – по перышку одежку выстругать, склеить потом – стружка не сразу покоряется. Но глянешь на бело-рыжих лесных жителей – и ясно: новые птицы выйдут у Бобковых ожившими!
Бросовый материал — древесные стружки — учитель Кожановской средней школы Сергей Бобков превращает в настоящее произведение искусства. Птицы с оперением из стружек, белки и соболя шерстка из экологически чистого материала защищены авторским правом.
Недавно красноярец получил патент на новый способ изготовления художественных изделий. Это редчайший случай в декоративно-прикладном искусстве, где очень сложно изобрести что-то новое.
Сергей Бобков: «Нам всегда в противовес, как свет и тьма, ставят почему-то таксидермисты со своими животными, чучелами и прочим. И в этом контрасте всем сразу понятно: там смерть, а тут — жизнь, там тьма — тут свет».
Со стружкой Сергей Бобков начал работать пять лет назад. К тому времени он уже освоил керамику, плетение из лозы и резьбу по дереву. Художник искал новый материал с необычными свойствами.
Сергей Бобков: «Хотелось найти материал очень легкий, трепетный такой — чтобы создать ту же самую птицу. Птицу, чтобы она была как живая. Но других материалов никаких не знал. Из глины такое не сделаешь, из дерева — тоже, но понятно, что это просто из дерева вырезано. Из металла можно еще отлить».
Постепенно Сергей Бобков разработал собственную технологию, чтобы стружка не крошилась — сначала бруски несколько дней вымачивают в воде. Художник предпочитает использовать сибирский кедр, но некоторые элементы лучше смотрятся из ивы или бука.
На создание одной скульптуры у Сергея Бобкова уходит от четырех месяцев до полугода. Все изделия анатомически достоверны. В природе сова точно такого же размера, а у стружечного беркута — более семи тысяч перьев разной конфигурации. Самые сложные в исполнении — пушные животные. Так, на изготовление соболя потребовалось больше 30 тысяч древесных ворсинок. Даже глухари у Бобкова весят как в жизни — по 17 килограммов.
Сергей Бобков: «Мы берем стружку и аккуратненько прокатываем, она сама по себе очень пластична. И получается, собственно говоря, перышко готовое».
Изделия из стружки не требуют особого ухода, но их надо беречь от пыли, прямого солнечного света и сквозняков. После поездки на одну выставку под открытым небом мастеру пришлось устроить душ для своих питомцев. В результате помывки ни один экспонат не пострадал.
В школьном музее собрана уникальная коллекция изделий из стружек. Работы не предназначены для продажи, хотя, например, за орла Сергею Бобкову предлагали полмиллиона рублей.
Мастер надеется, что когда-нибудь его чудом в стружках заинтересуются ведущие российские музеи.
Сергей Бобков.: «Строгаешь такой брусок. С бруска, допустим, в 5–7 сантиметров получается 100–150 стружечек».