Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход

Город Vision:фэнтези,мистика,готикаИскусство,история,юмор,проза,стихи

Категории раздела
Миры фентези [91]
Пейзажи миров фэнтези, сказочные миры,воины, драконы, замки, безумные маги и чародеи. Военная тактика гномов и эльфов, работы художников на тему фэнтези, картинки и анимация. Нежные ангелы, воинственные амазонки, русалки и необычные животные.
Готика и фентези. Картинки и фотографии [113]
Картинки и фотографии на тему готики и фентези. Загадочные девушки в чёрном. Готические розы и куклы. Забавные гномы и эльфы. Пейзажи фэнтези. Величественные драконы в анимации.
Рассказы о нечистой силе и волшебных существах [185]
Рассказы о нечистой силе и волшебных существах Мифы и правда о вампирах. Правда или вымысел? Морские чудища и магия Вуду, классификация демонов и оборотни. Иерархии ангелов. Откуда берутся зомби и характеристики мифических существ.
Мистические явления [277]
Необычные и странные явления природы. Рассказы очевидцев о привидениях, известные клады и артефакты. Мистические истории и необъяснимые факты.
Нелепые факты [280]
Взгляд художника на обычные вещи: оригинальные решения в архитектуре и интерьере, витражное искусство и необычная посуда, бумажные и стеклянные скульптуры,знаменитые ювелирные украшения и другие идеи для творческой личности
Мрачная готика [31]
Готические традиции Франции и Великобритании. Загадочные личности - Владислав Дракула и кровавая графиня Эржбет Батори. Легенды о вампирах, исторические предания и литературные образы. Смерть и пугающий фотоарт.
История Франции [79]
Формирование государства - от древних народов к современным французам: мифы и легенды кельтов и галльских племен,средневековое рыцарство и история королевских династий, Парижская коммуна и наполеоновские завоевания. Быт и особенности французской кухни, история виноделия во Франции.
Города Франции [126]
Легенды и тайны Парижа, достопримечательности провинций Шампань и Прованс. Жемчужины знаменитого Лазурного берега: карнавалы и пляжи Ниццы, фестивали в Каннах и Сен-Тропе, соборы и музеи Марселя и Тулона. Княжество Монако - одна из самых маленьких стран мира.
Дворцы и замки Франции [84]
История знаменитых замков с завораживающей архитектурой и мистической атмосферой: величественный Шамбор, грациозный Блуа, очаровательный королевский Фонтебло, суровый Иф и многие другие. История знаменитого Лувра, внутренее убранство музея и экспонаты. Легенды и мифы долины Лауры.
Короли и императоры Франции [64]
История королевских династий: Валуа, Бурбоны, Капетинги. Людовик XIV Великий- Король-Солнце. Филипп III Смелый. Людовик IX Святой.Королевы и их фавориты. Мария-Антуанетта и Мария Медичи. Династия Наполеонов. Тайны мушкетеров.
Легенды Франции [70]
Героические сказания Франции - Песнь о Роланде, Песнь о Сиде. Роман о Лисе. Романтическая история Тристана и Изольды. Пугающие легенды: Жеводанский зверь, Замок Дьявола и история барона Жиля де Рэ, или Синей Бороды. Народные сказки.
Музеи Франции [19]
Знаменитый Лувр - история коллекционирования, характеристика залов и наиболее известные экспонаты. Персональные музеи - творчество Пикассо и Сальвадора Дали. Площади Монмартра. Восковые фигуры музея Гревен и многое другое.
Храмы и соборы Франции [66]
Готическая традиция во Франции: Шартрский, Амьенский и Руанский соборы и Собор Парижской Богоматери. Пантеон, базилики и храмы, посвященные святым и мученикам. Православные соборы во Франции: Собор Александра Невского в Париже и Церковь Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца в Ментоне.
История Великобритании [83]
Великобритания от первых монархов до современности. Королевские династии: Стюарты, Тюдоры, Йорки. Английский абсолютизм, суд и казнь Карла I, революция и установление республики. Реставрация монархии. Правление Маргарет Тэтчер. Знаменитые войны и сражения: война Алой и Белой розы, битва при Гастингсе и Креси.
Исторические личности Великобритании [64]
Биография прославленных монархов: трагическая история Дианы Спенсер, справедливое правление Вильгельма Завоевателя, знаменитые походы Ричарда Львиное Сердце, судьба Елизаветы II. Экспедиция Джеймса Кука. Величайший политик Черчилль, выдающийся военачальник Кромвель и другие известные британцы.
Достопримечательности Великобритании [80]
Красивейшие места Великобритании. Старинные замки, сады и парки. Палата Лордов, Лондонский Сити,дворцы и соборы в готическом стиле. Музей мадам Тюссо. Пейзажи Темзы. Лондонский Тауэр.
Легенды и мифы Великобритании [104]
Легенды, мифы и сказки Великобритании. Мистическае истории о призраках и красавицах. Рассказы о колдунах и феях, таинственные истории. Эльфы и гномы.Сказания о Беовульфе и Робин Гуде.
Мифы и легенды народов мира [56]
Мифы, саги, былины и легенды народов мира. Русские святцы, мир Славян глазами художников. Мифы о сотворении мира, Кельтские сказания.
История и культура Японии [123]
История Японии с древнейших времен до наших дней: загадочные археологические находки, история старинных династий, религиозные и мистические воззрения японцев, особенности письменности и литературы, легенды и страшные сказки. Национальное своеобразие: чайные церемонии, исторические факты о знаменитых самураях и гейшах, современный быт и традиции японской кухни.
Галерея фоторабот [391]
Фотографии на любой вкус. Фотопроекты Екатерины Рождественской. Пейзажи и натюрморты. Великолепное разнообразие цветов. Фотографии PIN-UP, моря, озёра и замки.
Художественная галерея [689]
Собрание картин русских и зарубежных художников. Старинные иконы и гравюры. Произведения старинных и современных авторов
Красивое оформление для сайтов и блогов [215]
Клипарты, линеечки, блинги, фоны для коллажей и рамочки. Всё для украшения Вашего сайта или блога. Замки и крепости в картинках. Картинки с комментариями. Скрап-наборы и уголки.
Курсовые работы и не только они... [30]
Уникальные курсовые работы по психологическому анализу произведений. Тайна месторождения Пушкина. Биография Дюма-отца. Русские пословицы на открытках и объяснение жестов. Правописание, древнесловянская буквица в иллюстрациях. Особенности психологизма в русской литературе.
Праздники,которые мы празднуем [51]
Исторические и современные, религиозные и мистические праздники народов мира. Их происхождение, история празднования и традиции разных народов. Идеи для Хэллоуина, новогодние и рождественские обряды, пасхальные обычаи и многое другое.
Самое удивительное в искусстве [10]
Удивительные и необычные произведения искусства. Уникальные коллекции изделий из стекла,ритуальные маски и эпатажные украшения в стиле стимпанк.
Мистика [12]
Авторские произведения на мистические темы. Байки из шкафа для монстров и вурдалаков. Секреты таинственного наследства и сны разума.
Фанфики по квестам [9]
Фанфики на темы игр и литературных произведений. Сцены из семейной жизни вампиров.
Юмор [10]
Юмористические произведения и рассказы. Романтика средневековья. Вольные интерпретации сказок Колобок на современный лад и литературные дракончики
Проза [17]
Рассказы о любви и дружбе. Сказки, рассказы, мечты и размышления.
Фентези [17]
Муки творчества и вдохновение любви в произведениях в стиле фэнтези. Рассказы о встречах с нечистой силой.
Миры кота Баяна [23]
Таинственные и мистические Миры кота Баяна. Философские размышления и пьесы.
*Новые статьи*
Главная » Статьи » Курсовые работы и не только они...

Творчество Иннокентия Анненского

Единственный прижизненный сборник стихов – «Тихие песни» – вышел в Петербурге в 1904 под псевдонимом Ник. Т-о. Читатели не догадывались, что за странным именем скрывался немолодой, известный филолог-классик и педагог. Среди авторов рецензий были Валерий Брюсов и Александр Блок. Брюсов оценил сборник более чем снисходительно. Блок отметил «настоящее поэтическое чутье»[4], хотя и высказал существенные претензии. В «Тихих песнях» было два раздела: оригинальные стихотворения и собрания переводов из французских поэтов второй половины XIXв. – «Парнасцы и проклятые».

«Кипарисовый ларец» - вторая (посмертная) книга стихов – вышла в Москве в 1910 году. Подготовкой книги к изданию занимался Валентин Кривич – сын поэта. Сборник имеет своеобразную композицию: он состоит из трех частей – «Трилистники», «Складни» и «Разметанные листы». Книга вызвала должную оценку поэзии Анненского Вяч.Ивановым, М.Волошиным, Н.Пуниным и многими другими известными людьми.

В 1923 году под редакцией В.Кривича вышла книга «Посмертные стихи Иннокентия Анненского». Большая часть стихов была написана в последние годы его жизни.
Творчество Анненского традиционно относят к символизму. Вячеслав Иванов называет его «символистом того направления, которое можно было бы назвать символизмом ассоциативным. Поэт-символист этого типа берет исходною точкой в процессе своего творчества нечто физически или психологически конкретное и, не определяя его непосредственно, часто даже вовсе не называя, изображает ряд ассоциаций, имеющих с ним такую связь, обнаружение которой помогает многосторонне и ярко осознать душевный смысл явления, ставшего для поэта переживанием, и иногда впервые назвать его — прежде обычным и пустым, ныне же столь многозначительным его именем».[6] Можно сказать, что творчество Анненского питалось двумя стихиями - новой поэзией и традициями русской лирики XIX века. К этому присоединяется также третье начало - французские поэты второй половины XIX века. Парнасцы, "проклятые", символисты… Ориентация на музыку идет от Верлена, требование недосказанности, расчет на творческую активность читателя - это доктрина Малларме.… И все же в целом в стихах Анненского - даже самых изощренных - над всем господствует русская лирическая интонация.
Основная тема поэзии Анненского - отраженная, теневая жизнь. Когда-то смысл в жизни был, но осталось лишь смутное воспоминание и тоска. Невозможность восстановить утраченный смысл выражают: фраза, в которой не хватает самого важного слова, чтобы осмыслить ее, залитая чернилами страница, бессмысленный плач детей... Никаких четких образов здесь быть не может, потому что все дело - в ассоциациях. «Ассоциативная поэзия требует зыбкости, незавершенности и звуковых, и логических образов. Поэзия Анненского может показаться однообразной, но на самом деле в ней заключено большое богатство тонкостей и нюансов», - писал М.Бахтин.[3]
В связи с такой тематикой лирики Анненского можно выделить несколько ключевых мотивов. Это, во-первых, мотив смерти и угасания. Об этом пишет, например, Ходасевич: «Смерть – основной, самый стойкий мотив его поэзии, упорно повторяющийся в неприкрытом виде и более или менее уловимый всегда, всюду, как острый и терпкий запах циана, веющий над его стихами».[8] В «Тихих песнях» она предстает перед поэтом как стена, преграждающая путь:
А там стена, к закату ближе,
Такая страшная на взгляд...
Она все выше... Мы все ниже...
"Постой-ка, дядя!" -- "Не велят"

У Анненского было слабое сердце, и он как никто другой постоянно чувствовал угрозу смерти и осознавал ее неизбежность. Смерть была для него вечным кошмаром, от которого нельзя ни убежать, ни спрятаться. Вся безнадежность, тоска и скука, окружающие поэта в реальной жизни, выражались в стихах. И это следующий мотив лирики Анненского, напрямую связанный с предыдущим. Достаточно хотя бы обратить внимание на то, как часто повторяется само слово тоска в текстах и заголовках: «Тоска возврата», «Тоска мимолетности», «Тоска отшумевшей грозы», «Тоска припоминания», «Тоска белого камня», «Тоска вокзала», «Тоска маятника» и, наконец, просто «Тоска».
Также достаточно часто в стихах можно проследить мотив одиночества. Оставшись наедине с собой, лирический герой ищет ответы на извечные вопросы: что есть добро и зло? свет и тьма? правда и ложь? Он сомневается и страдает, он наблюдает мир вокруг и недоумевает: а почему так? М.Бахтин сказал, что вся поэзия Анненского носит характер недоумения: «Как в фразе, в которой не хватает самого важного слова, так в любви не хватает самого главного, что могло бы осмыслить роман. И смерть - неприятное недоумение. <…>Мотив недоумения переносится и на пейзаж. Ярких пейзажей у Анненского нет, и даны они в минорных тонах. По характеру пейзаж сродни предмету: он обходится без человека, в себе заключает настроение».[3]
Один из самых частотных мотивов лирики Анненского – ночь и связанные с ней состояния: сон, бессонница, кошмары. Еще М.Волошин отметил, что «ничто не удавалось <...> так ярко, так полно, так убедительно законченно, как описание кошмаров и бессонниц».[5]

В связи с тем, что в литературоведении данный аспект творчества Анненского недостаточно изучен, представляется актуальной предпринимаемая на страницах настоящей работы попытка исследования способов воплощения мотивов бессонницы и кошмара на материале сборника «Кипарисовый ларец».

Актуальность и значимость работы продиктованы стремлением расширить, углубить знания о данном писателе. Выявление жанрово-поэтического своеобразия его лирики представляет несомненный научный интерес.

Данная проблема в многочисленных работах, посвященных творчеству И.Ф.Анненского, затрагивается лишь частично или не рассматривается совсем. Базовым служит высказывание М.Волошина из статьи-некролога «Лики творчества»: «ничто не удавалось в стихах Иннокентия Федоровича так ярко, так полно, так убедительно законченно, как описание кошмаров и бессонниц»[5] и связанная с ним работа У.В.Новиковой «Пространство ночи в лирике И.Анненского».

Цель данной работы – рассмотреть особенности воплощения мотивов бессонницы и кошмара на материале сборника «Кипарисовый ларец».

Многие исследователи отмечают, что тема ночи и сопутствующих ей психологических состояний человека чрезвычайно часто встречается в стихах И.Ф.Анненского. Восприятие ночи у поэта традиционное, мифопоэтическое: ночь становится временем мистических событий, промежуточных состояний сознания на грани реального и ирреального. По словам У.В.Новиковой, ночь воспринимается Анненским как некое пространство, где разворачиваются фантастические или вполне реальные действия. Исследователь выделяет образ ночи – полога, с которым связано восприятие ночи как укрытия. Этот образ реализуется в стихотворении «Двойник»:

Лишь полога ночи немой
Порой отразит колыханье
Мое и другое дыханье,
Бой сердца и мой и не мой…

В стихотворении «Зимние лилии», ночь тоже видится поэту в образе полога:

Зимней ночью мне не спится:
Из углов и книжных полок
Сквозь ее тяжелый полог
Сумрак розовый струится.

Ночи и бессонницы Анненского, по мнению Новиковой, - это время, когда обостряются чувства, оживает сердце. В отрывке «Из поэмы «Mater dolorosa», написанном в 1874 году, изображена майская ночь, томительная, бессонная для поэтов и влюбленных. Бессонница здесь не кошмар, а неясное ожидание, предчувствие, какая-то светлая тоска:

…душа полна
Какой-то безотчетно-грустной думы,
Кого-то ждешь, в какой-то край летишь,
Мечте безвестный, горячо так любишь
Кого-то... чьих-то ждешь задумчивых речей
И нежной ласки, и в вечерних тенях
Чего-то сердцем ищешь... И с тем сном
Расстаться и не может и не хочет
Душа... Сидишь забытый и один,
И над тобой поникнет ночь ветвями...
О, майская, томительная ночь,
Ты севера дитя, его поэтов
Любимый сон... Кто может спать, скажи,
Кого постель горячая не душит,
Когда, как грезу нежную, опустишь
Ты на сады и волны золотые
Прозрачную завесу, и за ней,
Прерывисто дыша, умолкнет город —
И тоже спать не может, и влюбленный
С мольбой тебе, задумчивой, глядит
В глаза своими тысячами окон...

В более поздних стихах бессонное ожидание чьего-то визита стало тревожным, почти болезненным. И на рвущийся из самого сердца зов приходят тени. Но не все они желанны автору, он жаждет встречи с одной-единственной:
Уйдите, тени, оставьте, тени,
Со мной одну…
Она недвижна, она немая,
С следами слез,
С двумя кистями сиреней мая
В извивах кос…

Но иногда напряжение достигает предела и лирический герой срывается:
Но…бывают такие минуты,
Когда страшно и пусто в груди…
Я тяжел – и немой и согнутый…
Я хочу быть один…уходи!

Бессонница – вынужденное состояние бездействия, когда поэт особенно тонко воспринимает окружающий мир. Вот часы мешают ему уснуть:

И лежу я околдован,
Разве тем и виноват,
Что на белый циферблат
Пышный розан намалеван.

Воображение обостряется до предела, и стук дождя по крыше воспринимается как шаги:

Мне тоскливо, мне невмочь,
Я шаги слепого слышу:
Надо мною он всю ночь
Оступается о крышу.

Вот он лежит больной с ледяным мешком на голове. Опять бессонница:

Ночь не тает.
Ночь как камень,
Плача тает только лед,
И струит по телу пламень
Свой причудливый полет.

Но лопочут, даром тая,
Ледышки на голове!
Не запомнить им, считая,
Что подушек только две,

И что надо лечь в угарный
В голубой туман костра,
Если тошен луч фонарный
На скользоте топора...

Измученный кошмарами и бессонницами поэт, видящий все свои мечты и желания лишь в снах – «…сердце ж только во сне живет да меж звездами…», поистине имел право воскликнуть:

О, дай мне только миг, но в жизни, не во сне,
Чтоб мог я стать огнем или сгореть в огне!

Бессонницы И.Ф.Анненского – «мучительные антракты жизни, все вынужденные состояния безволия, неизбежные упадки духа между двумя периодами работы, неврастения городского человека, заваленного делами, который на минуту отрывается от напряжения текущего мига и чувствует горестную пустоту, и бесцельность, и разорванность своей жизни...»[5].
Категория: Курсовые работы и не только они... | Добавил: Кай (10.11.2012)
Просмотров: 2334 | Теги: Филология, курсовые работы, литература | Рейтинг
: 5.0/2
Похожие материалы
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
**Новые статьи**


Мы рады, если Вам понравились наши материалы. Пожалуйста, при копировании указывайте ссылку на наш сайт. Надеемся на понимание. Заранее спасибо.
Яндекс.Метрика Каталог webplus.info